Судебная коллегия по гражданским делам
О. областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Будылка А.В. и Дьякова А.Н.
при секретаре Кучуковой Д.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 мая 2014 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 г., которым на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность по предоставлению Белобородовой В.П. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белобородова обратилась с иском к Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указала, что " ... " ее мать " ... " умерла. Отец записан со слов матери. Постановлением Главы районного самоуправления " ... " Омской области от " ... " истица поставлена на очередь на жилье, на основании ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей". Постановлением Главы Администрации " ... " района Омской области от " ... " была определена в детский дом. В период с " ... " по " ... " обучалась в БОУ СПО " " ... "". Постановлением Главы " ... " муниципального района Омской области от " ... " истица была снята с указанного выше регистрационного учета в связи с отсутствием регистрации по месту пребывания, выбытием в другое муниципальное образование. Распоряжением Министерства образования Омской области от " ... " была включена в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В настоящее время каких-либо прав на жилое помещение не приобрела. Зарегистрирована и проживает по адресу: г. Омск, " ... ".
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства образования Омской области. В отзыве ответчик иск не признал, указав, что истица действительно состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Будет обеспечена жильем в установленном порядке. В результате предоставления жилья истице по решению суда будут нарушены права других лиц, которые встали на учет раньше.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области иск не признал, пояснив, что министерством права Белобородовой не нарушены.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области участия в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить. Указывает на то, что истицей не представлено доказательств нарушения ее прав Министерством образования. Истица была включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, были направлены заявки на приобретение жилья. Полагает, что поскольку Министерство образования провело все необходимые меры по обеспечению жильем истицы, оснований для удовлетворения ее требований не имелось.
Изучив материалы дела, жалобу, заслушав Белобородову В.П., судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что Белобородова В.П. родилась " ... ". Ее мать " ... " умерла " ... ". Отец записан со слов матери. Постановлением Главы районного самоуправления " ... " Омской области от " ... " истица поставлена на очередь на жилье, как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На основании постановления Главы Администрации " ... " района Омской области от " ... " определена в БОУ ОО " " ... "". Распоряжением Министерства образования Омской области от " ... " истица была включена в список лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях. Жилое помещение истице до настоящего времени не предоставлено.
Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что в настоящее время Белобородова зарегистрирована по адресу: г. Омск, " ... " в общежитии. Данное жилое помещение принадлежит БОУ СПО " " ... "".
По сведениям государственного предприятия Омской области " " ... "" и Управления " ... " по Омской области Белобородова в числе собственников жилых помещений не значится.
Согласно представленным документам на момент принятия истицы на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истице жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось. Право истицы получить жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, ответчиками не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Согласно данному постановлению приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Довод о недоказанности факта нарушения прав истицы Министерством образования Омской области не может быть принят во внимание, поскольку после постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2012 году жилое помещение ей предоставлено не было.
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства. Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Ни нормами Жилищного Кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению.
Толкование ответчиками норм правовых актов Омской области, обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Омской области.
Довод жалобы о неясности для него резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.