Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Дьякова А.Н., Будылка А.В.
при секретаре Кучуковой Д.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области - Ушаковой Е. Н.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года о возложении на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанности предоставить Кусову А. А., " ... " 1995 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284- п.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кусов А.А. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения, указывая, что в возрасте до восемнадцати лет остался без попечения родителей в связи с лишением его родителей родительских прав. Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального образования Омской области от 03.09.2003 N 771-п его опекуном назначена Атанова Е.А. Распоряжением Министерства образования Омской области от 04.12.2013 он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано. Закрепленного жилого помещения на праве собственности либо на праве пользования по договору социального найма не имеет. Просил предоставить ему помещение по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец Кусов А.А. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседания участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного в апелляционной жалобе просит представитель Министерства образования Омской области, указывая на допущенные судом нарушения норм материального права. Указывает, что право истца на обеспечение жилым помещением ими не оспаривается. Министерством образования были выполнены все необходимые действия для обеспечения истца жильем в рамках полномочий, возложенных на них Порядком предоставления жилых помещений данной категории лиц, и жилищные прав истца не нарушены. Факт их бездействия истцом не доказан. Названный Порядок не предусматривает незамедлительное предоставление жилого помещения по достижении 18 лет. Обеспечение жилым помещением носит длительный характер. Считает, что резолютивная часть решения должна содержать также конкретные данные о том, кто из ответчиков какие действия должен произвести. Также полагает, что вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 92-96), в судебное заседание не явились представители Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Кусова А.А., возразившего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с изменениями Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, родителями Кусова А.А., " ... "1995 года рождения, являются КАА и КЕМ
Решением Муромцевского районного суда Омской области от 15.07.2003, в редакции определения Муромцевского районного суда Омской области от 31.10.2013, КЕМ и Кусов А.А. лишены родительских прав в отношении сына Кусова А.А. и дочери КДА Дети переданы на воспитание органу опеки и попечительства.
Постановлением Главы Администрации Муромцевского муниципального образования Омской области N 771-п от 03.09.2003 АЕА назначена опекуном Кусова А.А.
06.11.2013 Кусов А.А. обратился в Министерство образования Омской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По сведениям Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 29.11.2013 в период с 19.10.2006 по настоящее время договор социального найма жилого помещения с Кусовым А.А. не заключался.
Распоряжением Министерства образования Омской области N 3456 от 04.12.2013 Кусов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Факт включения истца в указанный список на территории муниципального образования городской округ город Омск также подтверждается письмом Министерства образования Омской области от 30.01.2014.
С 24.09.2013 по настоящее время истец Кусов А.А. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Омск, " ... ", со своей тётей АТМ
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится, право на приватизацию не использовал.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истец Кусов А.А. принят на учет для предоставления жилья, достиг возраста 18 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшего свое право на получение жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ему жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок), согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Кусову А.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что в 2013 году в соответствии с п. 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Минимущества Омской области и Минстроительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Вместе с тем согласно п. 9, 10 Порядка Министерство образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Минимущества Омской области о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения, и направления информации о количестве и месте нахождения жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд Омской области, обязано предоставить сведения о детях-сиротах с учетом дат их рождения, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании.
Однако данные действия Министерством образования совершены не были.
Ссылка подателя жалобы на то, что выполнение данных действий возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на законность постановленного решения не влияет.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования Омской области является необоснованным и судебной коллегией отклоняется, поскольку после постановки на учет в качестве нуждающегося жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования Омской области совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования Омской области функций.
Указания в жалобе на то, что Порядок предоставления жилых помещений не предусматривает незамедлительное предоставление жилого помещения по достижении 18 лет, обеспечение жилым помещением носит длящийся характер, при этом в список, формируемый Министерством образования Омской области, истец включен и его право будет реализовано, являются неубедительными, поскольку о безусловном предоставлении Жумаханов С.Б. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законные интересов иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Довод жалобы о неконкретности резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления, поскольку названным выше Порядком подробно регламентированы полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем отсутствует необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения Кусова А.А. жильем.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.