Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре Усмановой Г.И.,
рассмотрела в судебном заседании 07 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе Горбунова А.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 23 января 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Горбунова А. В. об обжаловании действий Администрации города Омска по снятию с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя Администрации г. Омска Чесноковой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горбунов А.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Администрации г.Омска, ссылаясь на то, что он является военным пенсионером Министерства обороны РФ с 2002 года в звании " ... ", выслуга лет составляет около " ... " лет. " ... "1993 военным комиссариатом Омской области он был принят на учет граждан нуждающихся в получении жилых помещений (улучшение жилищных условий) в избранном месте жительства - г.Омск.
Постановлением Мэра г.Омска от " ... "2003 в 2004 году учетные дела граждан, уволенных с военной службы, были переданы военным комиссариатом Омской области в Администрацию г.Омска.
В ноябре 2013 года в его адрес поступил ответ Администрации г.Омска от 24.10.2013, из которого ему стало известно о том, что постановлением Администрации г.Омска от 10.11.2010 он исключен из списков очередников, состоящих на учете, в связи с выездом на новое место жительства в другое муниципальное образование.
С момента постановки на учет - " ... "1993, до снятия с учета нуждающихся - 10.11.2010, он менял место жительства только на территории " ... ", о чем свидетельствует послужной список.
Кроме того, в ответе содержится информация о том, что " ... "1993 он был принят на учет как гражданин, уволенный по организационно-штатным мероприятиям, что не соответствует действительности, поскольку он был принят на учет как военнослужащий, проходящий военную службу и избравший место жительства в городе Омске.
01.10.1998 им был заключен контракт до достижения предельного возраста, однако, это не является основанием для снятия его с учета по пп.а п.26 Правил учета военнослужащих ... , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, поскольку данный пункт предполагает заключение нового контракта после увольнения в запас, но он не увольнялся в запас, в его случае был заключен новый контракт в связи с истечением срока старого контракта.
Также одним из оснований снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, явилось наличие приказа командующего войсками Сибирского военного округа от 01.02.2002 N N " ... ", однако ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не допускает увольнения военнослужащих, выслуга лет которых составляет более 20 лет, без предоставления жилого помещения.
Просил признать незаконными действия Администрации г.Омска, связанные со снятием его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, и обязать Администрацию г.Омска вновь поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений (улучшение жилищных условий) в избранном месте жительства - г.Омск.
Горбунов А.В. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель Администрации г.Омска и департамента жилищной политики Администрации г.Омска Гончарова Е.Ю. возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что Горбунов А.В. обоснованно снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Уволен заявитель с военной службы по основанию, которое не давало ему право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на территории Омской области. В общий список перевести его также было нельзя, так как фактически, он проживает в другой области.
Представители Военного комиссариата Алтайского края и Военного комиссариата Омской области в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Горбунов А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что приводились им в обоснование поданного заявления.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Право на жилище граждан Российской Федерации, имеющих статус военнослужащих, закреплено в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пункт 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (действовавшего на момент постановки Горбунова А.В. на учет нуждающихся в получении жилого помещения в 1993 году), устанавливал, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщали военнослужащим в трехмесячный срок.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, и реализации их прав на получение жилья Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно пп. "а" п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Таким образом, из указанных норм права следует, что для получения жилья от государства военнослужащие-граждане должны, во-первых, проходить военную службу по контракту, во-вторых, иметь общую продолжительность военной службы 10 лет и более и, в-третьих, увольняться с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из материалов дела следует, что Горбунов А.В. является военным пенсионером Министерства обороны РФ с 2002 года.
" ... "1993 Горбуновым А.В. Куйбышевскому райвоенкому г.Омска был подан рапорт о постановке на очередь для получения квартиры в связи с увольнением из Вооруженных Сил РФ в запас по ст. " ... " (по сокращению штатов) (л.д. " ... ").
Согласно акту от " ... "1993, в результате обследования жилищно-бытовых условий " ... " Горбунова А.В., уволенного в запас из ВС РФ приказом МО РФ N N " ... " от " ... "1993 по " ... " (по сокращению штатов), установлено, что он проживает в городе Омске и принят на воинский учет " ... "1993, выслуга лет в ВС " ... " календарных лет, пенсии нет, временно не работает, состав семьи: жена - " ... ", сын - " ... "., дочь - " ... ", адрес места жительства: " ... " (квартира " ... " комнатная), прописано и проживает " ... " человек, жилую площадь по старому месту службы еще не сдал. Сделан вывод о том, что " ... " Горбунов А.В. подлежит зачислению на очередь для обеспечения жилой площадью на " ... " человека (л.д. " ... ").
" ... "1993 военным комиссариатом Омской области он был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства город Омск, как гражданин, уволенный с военной службы по организационно-штатным мероприятиям (сокращению штатов).
Между тем, из послужного списка и военного билета заявителя усматривается, что в 1993 году Горбунов К.А. по сокращению штатов не увольнялся, а непрерывно проходил военную службу в Министерстве обороны РФ в период с " ... "1976 по " ... "2002 (л.д. " ... ").
Данных о приказе МО РФ N " ... " от " ... "1993 (которым заявитель якобы уволен по сокращению штатов) и на который имеется ссылка в акте от 06.09.1993, в указанных документах не имеется.
Из послужного списка и военного билета Горбунова К.А. видно, что в период с " ... "1989 по " ... "1994 он занимал должность " ... ". При этом, " ... "1993 им был заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет. И с " ... "1994 года Горбунов К.А. являлся " ... ".
Указанные обстоятельства не оспариваются и самим Горбуновым А.В., в том числе и в апелляционной жалобе он указывает, что в 1993 году был поставлен на учет не как уволенный из ВС РФ в запас по сокращению штатов, а как военнослужащий, проходящий военную службу и избравший место жительства город Омск.
Кроме того, из имеющихся в материалах дала копий паспортов Горбунова К.А. и его жены " ... " следует, что с " ... "1989 и по настоящее время они зарегистрированы по месту жительства по адресу: " ... " (л.д. " ... ").
При таких обстоятельствах, с учетом изложенных норм права, оснований для постановки Горбунова А.В. в 1993 году на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в г.Омске не имелось.
" ... "1998 Горбуновым А.В. был заключен контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста - " ... "2003 (л.д. " ... ").
" ... "2001 года Горбунов А.В. обратился к Военному комиссару Омской области с рапортом о постановке его на очередь для получения жилья в соответствии с п.13 ст.15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" в Ленинском районе г.Омска, так как срок контракта по достижении предельного возраста пребывания на военной службе истекает у него в 2003 году. На учет он был поставлен " ... "2001 года (д.д. " ... ").
В связи с передачей Омским областным военным комиссариатом учетных дел военнослужащих, состоящих на учете, в орган местного самоуправления, постановлением главы Администрации Центрального АО г. Омска N N " ... " от 21.12.2004 два учетных дела с датой постановки на очередь - " ... "1993 и 04.04.2001 в отношении Горбунова А.В. объединены в одно учетное дело, и он оставлен на учете с даты постановки на очередь в Омском областном военном комиссариате - " ... "1993 (л.д. " ... ").
В материалах учетного дела имеется представленная Горбуновым А.В. выписка из приказа командующего войсками Сибирского военного округа (по личному составу) N N " ... " от 01.11.2003 года, согласно которой Горбунов А.В. уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д. " ... ").
Действительность и достоверность этой выписки из приказа командующего войсками Сибирского военного округа N N " ... " от 01.11.2003, в соответствии с которой " ... " Горбунов А. В. уволен по пп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, не подтверждена. Данные о таком приказе отсутствуют и в послужном списке заявителя.
Вместе с тем, согласно выписке из приказа Командующего войсками Сибирского военного округа (по личному составу) N N " ... " от 01.02.2002 и справки за N N " ... " от 16.06.2009 года, а также военного билета Горбунов А.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас на основании пп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с невыполнением им условий контракта. Выслуга лет последнего на момент увольнения с военной службы составила " ... " лет " ... " месяцев в календарном исчислении (л.д. " ... ").
Горбуновым А.В. в данном деле не оспаривается факт его досрочного увольнения с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением им условий контракта.
Кроме того, из решения " ... " городского суда " ... " от 08.05.2009 года усматривается, что Горбунов А.В. обращался в суд с заявлением о признании членом семьи нанимателя внука " ... ", " ... " года рождения, для получения жилищного сертификата на всех членов его семьи. Требования Горбунова А.В. судом были удовлетворены. Решение вступило в законную силу 25.05.2009 года (л.д. " ... ").
Постановлением Администрации г.Омска N N " ... " от 10.11.2010, Горбунов А.В. снят с учета в связи с его выездом на место жительства в другое муниципальное образование (л.д. " ... ").
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно").
Таким образом, действующее как на момент увольнения заявителя, так в настоящее время законодательство связывает право на предоставление жилья по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета уволенных из вооруженных сил граждан с основанием их увольнения.
В связи с увольнением Горбунова А.В. по иному основанию (в связи с невыполнением условий контракта) он утратил право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в г.Омске (по избранному месту). Следовательно, он был обоснованно снят Администрацией г.Омска с учета.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу о том, что Горбунов А.В. на законных основаниях был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных им требований.
Ссылки в жалобе на то, что ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не допускает увольнение военнослужащих, выслуга лет которых составляет более 20 лет, без предоставления жилого помещения, независимо от основания увольнения, не могут служить основанием для отмены решения суда.
В соответствии с п. 13 ст. 15 указанного Федерального закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что увольнение с военной службы военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, без их предоставления возможно, во-первых, только с их согласия и, во-вторых, с оставлением в списках на получение жилья (улучшение жилищных условий) по последнему месту жительства. Указанная гарантия распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, независимо от оснований увольнения.
Таким образом, в указанной норме предусмотрено, что военнослужащий указанной категории не может быть снят с учета в качестве нуждающегося по последнему месту военной службы, при этом данная норма не исключает право органа местного самоуправления по избранному месту жительства на принятие решения о снятии с учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Нарушений норма материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 23 января 2014 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Горбунова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.