Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Дьякова А.Н., Будылка А.В.,
при секретаре Кучуковой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сержантовой А.В. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 04 марта 2014 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения Сержантовой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сержантова А.В. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма. В обоснование указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец " ... ". умер, мать " ... " решением " ... " городского суда Омской области от " ... " лишена родительских прав. Постановлением Главы Администрации " ... " района Омской области от " ... " N " ... " истец направлена в БОУ Омской области " " ... "", где находилась на полном государственном обеспечении с по " ... ".
" ... " она заключила брак с " ... " ей присвоена фамилия Сержантова.
По заявлению истца " ... " произведено обследование закрепленного за ней жилого помещения - " ... " области, жилое помещение признано непригодным для проживания.
Постановлением Администрации города Омска от " ... " N " ... " "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" принята на учет. В соответствии с установленным порядком сведения переданы в Министерство образования.
До настоящего времени право на получение благоустроенного жилого помещения не реализовала. Проживает с супругом и " ... " в общежитии в комнате, принадлежащей матери супруга.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса.
В судебном заседании истец Сержантова А.В. иск поддержала.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. требования истца не признала, полагала, что права истца не нарушены, поскольку она включена в соответствующий список.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства образования, представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Решением суда на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность предоставить Сержантовой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Ушакова Е.Н. просит решение суда отменить. Указывает, что представляемым им министерством в 2013 году в отношении истца были выполнены действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам. Предоставление жилого помещения в соответствии с установленным порядком носит длящийся характер. Вывод суда о праве истца на внеочередное получение жилья нарушает принцип равенства всех перед законом. Резолютивная часть решения не позволяет определить конкретные обязанности для каждого из ответчиков.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще, для участия в деле явилась истец, возражавшая против удовлетворения жалобы.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя исковые требования Сержантовой А.В., родившейся " ... ", суд первой инстанции принял во внимание то, что истец до достижения 18 лет осталась без попечения родителей, в соответствии с Постановлением Администрации города Омска от " ... " N " ... " она была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и лиц, которые относились к данной категории, достигших 23 лет.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Судом установлено, что истец зарегистрирована и проживает в общежитии по адресу: город Омск, " ... ". Комната принадлежит матери супруга на праве собственности.
Согласно имеющимся данным истцу на праве собственности принадлежит " ... " в праве собственности на дом " ... " Омской области. Однако данное жилое помещение в соответствии с актом обследования признано непригодным для проживания истца и ее семьи, поскольку в доме, площадью " ... " кв.м. проживает мать истца, которая лишена родительских прав, страдает " ... ".
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного закона, в случае, если перечисленные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня его вступления в силу.
Согласно действовавшей ранее редакции пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" перечисленные лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В настоящее время отношения, связанные с предоставлением гражданам названной категории жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.
Из названного Порядка следует, что возможность предоставления жилого помещения Сержантовой А.В. обусловлена деятельностью всех перечисленных в нём органов исполнительной власти Омской области.
Так, к компетенции Министерства образования Омской области отнесено:
- формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.п. 3, 4),
- предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п.9, 10).
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства.
Вместе с тем указанным Порядком к компетенции Министерства образования Омской области отнесено также и предоставление на запрос Министерства имущества Омской области сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения. Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества (п.9, 10).
Кроме того, включение истца в соответствующие список и заявку не свидетельствует о том, что жилье ей предоставлено.
Как видно из материалов дела, Сержантова А.В. на учете нуждающихся в получении жилого помещения состоит с " ... ", достигла возраста 18 лет " ... ", на момент рассмотрения судебной коллегией настоящего дела истцу жилое помещение предоставлено не было.
Суждение жалобы о длящемся характере предоставления жилого помещения не является основанием для нарушения права истца на жилищное обеспечение в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. Жилое помещение должно быть ей предоставлено по достижении 18 лет.
Не соответствует действительности довод жалобы о нарушении решением суда прав других лиц данной категории, право которых возникло раньше.
В резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение жилой площадью истца в соответствии с поименованным выше Порядком. Выводов о праве истца на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Довод жалобы о неконкретности резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления.
В названном правовом акте подробно изложены полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения Сержантовой А.В. жильем, отсутствует.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полностью согласна.
Все юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда мотивированы и подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 04 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.