Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Утенко Р.В.,
судей областного суда Ивановой В.П., Полыги В.А.,
при секретаре Павленко Е.И.,
рассмотрела в судебном заседании 14 мая 2014 г. дело по апелляционной жалобе Новоселова Э.Н. на решение Таврического районного суда Омской области от 12 марта 2014 года, которым постановлено:
"Взыскать с Новоселова Э. Н. в пользу Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Таврический дом-интернат для престарелых и " ... " копеек".
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" (БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов") обратилось в суд с иском к Новоселову Э.Н. о взыскании задолженности за стационарное социальное обслуживание в сумме " ... " Истец указал, что Новоселов Э.Н. " ... " на основании личного заявления и путевки N " ... " был переведен из бюджетного учреждения социального обслуживания Омской области "Нежинский геронтологический центр" в БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов". В этот же день с ответчиком был заключен договор о стационарном социальном обслуживании, в соответствии с п. 3.2 которого ежемесячная плата Новоселова Э.Н. за стационарное социальное обслуживание составляет " ... " в месяц, либо 75% от размера получаемой пенсии. Истец указал, что ответчиком в части оплаты за проживание условия договора не исполняются, в связи с чем просил взыскать с Новоселова Э.Н. задолженность за стационарное социальное обслуживание в сумме " ... "
Ответчик Новоселов Э.Н., исковые требования не признал, пояснив, что оплата за его проживание в интернате должна составлять около " ... " в месяц по фактическим затратам.
Представитель ответчика Опрышко В.М. исковые требования не признала, пояснила, что Новоселов Э.Н. является инвалидом и участником боевых действий в Афганистане и по Закону "О ветеранах" приравнивается к участникам ВОВ. Ответчик должен оплачивать проживание в размере 50% от размера пенсии, то есть не более " ... " в месяц. В связи с тем, что с августа 2012 г. ежемесячно Новоселов Э.Н. оплачивал по " ... ", за 19 месяцев образовалась переплата в размере " ... "
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Новоселов Э.Н. просит решение суда отменить, указывая, что не доплачивает стоимость предоставляемых ему домом-интернатом услуг, так как является участником боевых действий и инвалидом, в связи с чем имеет право на получение соответствующих льгот. Апеллянт считает, что суд необоснованно пришел к выводу о законности предусмотренного договором порядка увеличения оплаты стоимости услуг, предоставляемых домом-интернатом, истцом не доказано, что он не получает компенсации за предоставляемые услуги инвалидам и участникам ВОВ. Поскольку ст. 21 Закона РФ "О ветеранах" приравнивает участников в боевых действиях в Афганистане к участникам ВОВ по мерам социальной поддержки, он как участник боевых действий имеет право на предоставление льготы в виде оплаты 50 % стоимости коммунальных услуг.
В возражениях на апелляционную жалобу директор БСУСО Омской области "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов" Розенталь И.В. просит оставить решение Таврического районного суда г. Омска от " ... " без изменения, апелляционную жалобу Новоселова Э.Н. без удовлетворения.
В судебном заседании Новоселов Э.Н. и его представитель Опрышко В.М поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца Путинцева Н.С. выразила согласие с постановленным решением суда.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание осуществляется социальными службам бесплатно и за плату. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 16 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривает формы социального обслуживания, одной из которых является стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
В соответствии со ст. 24 данного Закона порядок оплаты стационарного социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 09.12.2009 N 235-п "О порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области.
Согласно п. п. 32, 33 указанного Положения плата за стационарное социальное обслуживание осуществляется ежемесячно путем внесения гражданином или его законным представителем наличных денежных средств в кассу учреждения или путем безналичного перечисления на расчетный счет учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по личному заявлению гражданина или его законного представителя.
Размер ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание гражданина не может превышать 75 процентов установленной гражданину пенсии.
В силу ст. 22 Положения учреждение в течение 10 рабочих дней со дня поступления гражданина в учреждение на основании путевки на стационарное социальное обслуживание и документов, указанных в пункте 21 настоящего Положения, заключает с гражданином (его законным представителем) договор, определяющий виды оказываемых социальных услуг, сроки, в которые они должны быть оказаны, порядок и размер их оплаты, права и обязанности сторон по форме, утверждаемой Министерством.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, на основании путевки N " ... " и личного заявления от " ... " Новоселов Э.Н. " ... " года рождения прибыл в БСУСО "Таврический дом-интернат для престарелых и инвалидов". В тот же день " ... " между истцом и ответчиком заключен договор N " ... " о стационарном обслуживании.
Согласно условиям данного договора ответчик был принят в учреждение на стационарное социальное обслуживание с постоянным пребыванием и предоставлением ему стационарного социального обслуживания в соответствии с государственным стандартом социального обслуживания и иных дополнительных социальных услуг, установленных в соответствии с законодательством.
Пунктами 1.2. и 2.3. договора предусмотрена обязанность гражданина своевременно вносить плату за стационарное социальное обслуживание и дополнительно оказанные социальные услуги.
В соответствии с пунктом 3.1. гражданин ежемесячно производит оплату стационарного социального обслуживания в размере, который определяется Учреждением исходя из расчета платы за стационарное социальное обслуживание, утвержденной Министерством труда и социального развития Омской области, и с учетом среднедушевого дохода гражданина и размера его пенсии (й).
На момент заключения настоящего договора ежемесячная плата за стационарное социальное обслуживание составляла 75 % от размера получаемой пенсии " ... " " ... ". в месяц. При этом изменение размера оплаты обусловлено изменением размера пенсии и доводится до гражданина путем направления ему уведомления (п. 3.2.).
Пункт 3.3 договора предусматривает внесение платы ежемесячно, не позднее 10 числа месяца за предшествующий месяц, путем безналичного перечисления на расчетный счет учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по личному заявлению гражданина (его законного представителя) либо путем внесения гражданином или его законным представителем наличных денежных средств в кассу учреждения.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 03 апреля 2013 г. N 21-п "Об утверждении расчета платы за стационарное социальное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Омской области на 2013 год", плата за стационарное социальное обслуживание на одного проживающего мужчину в месяц составляет " ... ". Как видно из представленного истцом документов обязательства Новоселова Э.Н., предусмотренные договором о стационарном социальном обслуживании не исполнялись надлежащим образом в части внесения платы за предоставляемые услуги за период с " ... " по " ... " и составила " ... " " ... " коп.
Поскольку факт неисполнения ответчиком условий договора в данной части установлен, суд правомерно взыскал с него денежные средства за стационарное социальное обслуживание в указанной сумме. При этом суд обоснованно принял расчет истца.
Ссылки апеллянта на то обстоятельство, что в Омской области не применяются льготы в домах-интернатах для инвалидов и участников ВОВ не имеют правового значения, не могут повлиять на вынесенное судом решение, поскольку порядок и размер внесения платы за стационарное социальное обслуживание определяется, как указано выше, приказами Министерства труда и социального развития Омской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от " ... " N " ... " "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Доводы жалобы о том, что истцом в материалы дела представлены незаверенные копии документов, судом отклонено ходатайство о привлечении вышестоящей организации, не являются существенными и не могут быть расценены как основания для изменения судебного решения. Ответчиком во всяком случае не оспаривается заключение с истцом и содержание договора от " ... ", представленного в копии.
Доводы жалобы о том, что апеллянт является участником боевых действий и к нему необходимо применять федеральный закон "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. в связи с чем он должен оплачивать только 50 % от указанной суммы, также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Как следует из приложения 1 к Приказу Министерства труда и социального развития Омской области от 03 апреля 2013 г. N 21-п о подтверждении расчета платы за стационарное социально обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения Омской области на 2013 год, расчет платы за стационарное социальное обслуживание на одного человека в месяц определяется по формуле, отдельной составной частью которой расходы по плату коммунальных услуг не являются и учету не подлежат.
Оплата ответчиком расходов по его содержанию в условиях стационара (при неоспариваемом отсутствии права на бесплатное нахождение в нем) не являются тождественными расходам по оплате за коммунальные услуги, льготы по которым предусмотрены федеральным законодательством.
Вопросы содержания помещений учреждений социального обслуживания (в т. ч. коммунальные услуги) относятся к компетенции органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, т.е. находятся в ведении собственника данного вида жилищного фонда. Плата за стационарное обслуживание, вносимая гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, является дополнительным внебюджетным источником финансирования деятельности данных учреждений и не заменяет основного источника финансирований, т.е. средств местных бюджетов.
Доказательства наличия у учреждения права на получение дополнительных выплат, связанных с реализацией льгот ветеранов на оплату коммунальных услуг в судебное заседание представлены не были.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции. Судом надлежаще исследованы представленные сторонами доказательства, оценка которым дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таврического районного суда Омской области от 12 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новоселова Э.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.