Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Панкратовой Е.А.,
Судей областного суда Моисеевой Л.А., Пшиготского А.И.,
При секретаре Репкиной О.В.,
Рассмотрела в судебном заседании 07 мая 2014 года дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах Тарасовой В. Р., Захватаевой Л. В. и иску Фоминой Е. Л. к У. М. труда и социального развития в Горьковском районе Омской области, Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, ГУ Омскому отделению фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь,
по апелляционной жалобе Омского отделения фонда социального страхования РФ на решение Горьковского районного суда Омской области от 17 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Обязать Государственное учреждение - Омское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Тарасовой В. Р., Захватаевой Л. В. и Фоминой Е. Л. по одной путевке на санаторно-курортное лечение каждой, с учетом их медицинских показаний за счет средств федерального бюджета, в остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.А., пояснения представителя Министерства труда и социального развития Омской области Володевой Г.Х., заключение прокурора Сафроновой Л.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Горьковского района Омской области в интересах Тарасовой В.Р. и Захватаевой Л.В., а также Фомина Е.Л. обратились в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития в Горьковском районе Омской области, Министерству труда и социального развития Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, ГУ Омскому отделению фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить государственную социальную помощь.
В обоснование иска указали, что Тарасовой Н.Р. установлена третья группа инвалидности бессрочно с " ... " г., Захватаевой Л.В. - третья группа инвалидности бессрочно с " ... " и Фоминой Е.Л. - третья группа инвалидности повторно с " ... " до " ... " г.
В 2011 году Тарасова Н.Р. и Захватаева Л.В. подали в БУ "КЦСОН" Горьковского района заявления о предоставлении путевок на санаторное лечение по медицинским показаниям, однако путевки предоставлены не были. В 2012 году Фомина Е.Л. получила путевку в санаторий "Колос" за 2011 год, в то время как по заявлению, поданному в июне 2013 года в Управление Министерства труда и социального по Горьковскому району, путевка предоставлена не была.
Прокурор просил предоставить Тарасовой В.Р. и Захватаевой Л.В. путевки на санаторно-курортное лечение. Захватаева Л.В. дополнительно просила обязать ответчиков предоставить ей путевку и за 2013 год. Фомина Е.Л. просила обязать ответчиков предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год и взыскать компенсацию путевки за 2013 года в сумме " ... " рублей.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, пояснил, что поскольку в настоящее время соглашение между Министерством здравоохранения и соцразвития РФ и Правительством Омской области не действует, путевки за 2011 год за счет средств федерального бюджета должны предоставляться фондом социального страхования.
Тарасова В.Р., Захватаева Л.В. и Фомина Е.Л. заявленные требования поддержали.
Представитель Управления Министерства труда и социального развития в Горьковском районе Омской области Манжелей Л.В. иска не признала, не оспаривая доводы истцов о наличии задолженности по предоставлению путевок инвалидам за 2011-2013 годы.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области Володева Г.Х. иска не признала, считала требования истцов, заявленные к Министерству, Управлению Министерства по Горьковскому району не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. С " ... " выдача путевок на санаторно-курортное лечение относится к полномочиям фонда социального страхования.
Представитель ГУ Омского отделения Фонда социального страхования РФ Хараджа С.С. также иска не признал, указав, что отделение Фонда не имело и не имеет обязательств перед истцами, поскольку они не обращались в ФСС с заявлениями об обеспечении их социальной помощью в виде путевок на санаторно-курортное лечение. Данный вид права носит заявительный характер.
Представители Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства финансов Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Районным судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит отменить решение суда, полагает его постановленным с существенным нарушением норма материального и процессуального права. Указывает, что отделение Фонда в связи с принятием Соглашения, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 г. N 2452-р, организовав с 01.01.2014 г. исполнение федеральных полномочий по обеспечению граждан санаторно-курортным лечением, не может отвечать за неисполнение Министерством труда и социального развития Омской области обязанностей обеспечить истцов путевками в период 2011-2013 годы. В резолютивной части решения суд не указал, за счет бюджета какого года необходимо приобрести путевки, а использование выделенных на 2014 год федеральных средств для исполнения обязательств прошлых лет будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств и повлечет применение санкций за нарушение бюджетного законодательства.
Указывает, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ УМТСР не представлены доказательства отсутствия финансовых средств, в том числе из бюджета Омской области, на санаторно-курортные путевки на 2013 год, а также доказательства того, что неисполненные в 2011-2013 годах обязательства по обеспечению граждан путевками возложены на отделение Фонда социального страхования.
Считает, что вывод суда о передаче Отделению Фонда неисполненных обязательств по обеспечению льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение за 2011-2013 годы не соответствует имеющимся в деле доказательствам и противоречит действующему законодательству РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Омской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на жалобу прокурор Горьковского района полагает решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как следует из материалов дела, истцы Тарасова В.Р., Захватаева Л.В. и Фомина Е.Л. являются инвалидами 3 группы, имеют право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение ежегодно при наличии медицинских показаний.
Право истцов на получение санаторно-курортной путевки ответчиками по делу не оспаривалось.
В 2011, 2012 и 2013 годах истцы обращались к ответчикам с заявлениями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение с приложением необходимых документов, были поставлены на учет на санаторно-курортное обеспечение.
В 2012 году Захватаевой Л.В. и Фоминовой Е.Л. были предоставлены путевки за 2012 год, за 2011 год и 2013 годы услуги оздоровления ни одному из истцов не предоставлялись.
Проверив обоснованность исковых требований прокурора Горьковского района в интересах Тарасовой В.Р. и Захватаевой Л.В., требований Фоминой Е.Л. о возложении на ответчиков обязанности предоставить государственную социальную помощь и разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении иска. При этом суд правомерно исходил из того, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Конституции РФ Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.
В частности, в п. 2 ст. 26.3 названного Федерального закона приведён исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; этим перечнем не предусмотрено оказание государственной социальной помощи в виде обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде социальные услуги, как предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 этого Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Статьей 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
Соглашением, заключенным между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Омской области и утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 N 2424-р, органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии со ст. 5 Соглашения исполнение преданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций.
Во исполнение этого Соглашения Постановлением Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти - Минтрудсоцразвития Омской области и его органы на местах.
Данное соглашение действовало с " ... " по " ... " г.
Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 N 2452-р утверждено новое Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01.01.2014, которым не предусматривается передача органам исполнительной власти Омской области полномочий по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Также с " ... " на основании Постановления Правительства Омской области от 24.12.2013 N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п.
В соответствии со ст.ст. 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ, который исполняет их за счёт собственных средств.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" ФСС РФ в 2014 году осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях.
" ... " в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Минтрудсоцразвития Омской области сведения о состоящих на учете гражданах, подавших заявления о предоставлении санаторно-курортных путевок и о выданных путевках (т. 1 л.д. 31).
Согласно приложению N 4.1 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2011 год" к Закону Омской области от 09.12.2010 N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусматривалось получение субвенций в 2011 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 108 384 100 рублей.
Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" к Закону Омской области от 22.11.2011 N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматривалось получение субвенций в 2012 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 66 666 600 руб.
Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Омской области от 25.12.2012 N 1500-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривается получение субвенций в 2013 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 68 567 000 руб.; получение субвенций на эти цели в 2014 и 2015 годах не предусмотрено.
Таким образом, в соответствии со ст. 85 БК РФ законами о бюджете Омской области на 2011, 2012 и 2013 года установлен лимит ответственности Омской области в части осуществления санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан, за пределы которых органы государственной власти Омской области не вправе выходить.
В соответствии с приложением N 3 к Закону Омской области от 31.07.2012 N 1471-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно было израсходовано 106 384 100 руб., что составило 98,2% от суммы субвенций. Согласно приложения N 3 к Закону Омской области от 17.07.2013 N 1564-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" на оказание этого вида государственной социальной помощи было израсходовано 65 090 659,21 руб., что составило 94,8% от суммы субвенции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управлением Минтрудсоцразвития Омской области не были представлены доказательства невозможности по уважительным причинам исполнения свои обязательств, являются несостоятельными.
Органы власти Омской области несут ответственность за исполнение переданных им полномочий Российской Федерации только в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, что обусловлено положениями п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, а также нормами Бюджетного кодекса РФ.
В частности, в соответствии со ст. ст. 30 и 31 БК РФ принципами бюджетной системы являются: разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельность бюджетов, что заключается в закреплении в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Согласно абз. 6 п. 1 и п. 4 ст. 85 БК РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
В силу п. 5 ст. 242 БК РФ, не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Поскольку на момент разрешения иска ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области Минтрудсоцразвития Омской области не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение, и не было наделено необходимыми для этого средствами, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возложения на Минтрудсоцразвития Омской области обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение истцов является правильным.
На основании закона соответствующие обязательства с 01.01.2014 перешли к Фонду социального страхования РФ в лице Омского регионального отделения, которое в силу пункта 28 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе.
В соответствии со ст.ст. 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, исполнение указанных полномочий осуществляется Фондом социального страхования за счет собственных средств.
Отсутствие в бюджете последнего достаточных средств само по себе обязанность ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Тарасовой В.Р., Фоминой Е.Л. и Захватаевой Л.В. путевки на санаторно-курортное лечение не исключает.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что ФСС РФ не должен отвечать по обязательствам, неисполненным РФ или органами, уполномоченными в Омском регионе, поскольку не относится к числу органов государственной власти и управления, подлежат отклонению.
Вместе с тем, поскольку в решении суда отсутствует указание на период, за который на ответчика возложена обязанность предоставления истицам санаторно-курортных путевок, суд апелляционной инстанции полагает необходимым, с учетом обращения в суд в декабре 2013 года, дополнить резолютивную часть решения суда ссылкой на период 2013 года.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горьковского районного суда Омской области от 17 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Омского отделения фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием о возложении на ГУ-Омское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности предоставить Тарасовой В. Р., Захватаевой Л. В., Фоминой Е. Л. по одной путевке на санаторно-курортное лечение за 2013 год каждой, с учетом их медицинских показаний за счет средств федерального бюджета.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.