Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Панкратовой Е.А.,
Судей областного суда Моисеевой Л.А., Пшиготского А.И.,
При секретаре Репкиной О.В.,
Рассмотрела в судебном заседании 07 мая 2014 года дело по иску Шабановой В. Н. к Казенному учреждению Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и признании права на получение мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" на решение Кормиловского районного суда Омской области от 25 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шабановой В. Н. к КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" удовлетворить.
Признать незаконным прекращение КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" предоставления Шабановой В. Н. мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате занимаемой площади жилого помещения, отопления и освещения.
Признать за Шабановой В. Н. право на получение мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате занимаемой площади жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 34 Закона Омской области от 04 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан.
Обязать КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" предоставить Шабановой В. Н. меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате занимаемой площади жилого помещения, отопления и освещения, установленные п. 2 ч. 1 ст. 34 Закона Омской области от 04 июля 2008 года N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" с 01 ноября 2013 года.
Взыскать с КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" в пользу Шабановой В. Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей".
Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.А., пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шабанова В.Н. обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и признании права на получение мер социальной поддержки.
В обоснование иска указала, что работала в КОУ "Кормиловский детский дом" в должности младшего воспитателя, " ... " была уволена в связи с сокращением численности штата работников. С " ... " по " ... " состояла на учете в Центре занятости населения, " ... " досрочно вышла на пенсию как педагогический работник. Педагогический стаж работы составляет 16 лет 04 месяца 17 дней. До " ... " она получала меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг. В ноябре 2013 года КУ ОО "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" уведомило ее о прекращении предоставления мер соцподдержки.
Просила признать незаконным отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки, признать за ней право на меры социальной поддержки в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 34 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. Обязать КУ ОО "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" предоставить ей такие меры с " ... " г., взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины.
В судебном заседании Шабанова В.Н. заявленные требования поддержала.
Представитель КУ ОО "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" Белькова Ж.А. иска не признала, указав, что истица не может претендовать на меры социальной поддержки, поскольку была уволена с занимаемой должности не в связи с выходом на пенсию, а по сокращению численности штата.
Представитель третьего лица Казенного образовательного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Кормиловский детский дом" Герасименко М.А. считала исковые требования не подлежащими удовлетворению, так как истица уволена из Детского дома в связи с сокращением численности штата.
Районным судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе КУ ОО "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" просит отменить решение суда, указывает, что денежный эквивалент скидки на оплату услуг ЖКХ назначен Шабановой В.Н. с " ... " по категории "Педагогический работник". В ходе плановой инвентаризации личных дел получателей денежного эквивалента был установлен факт увольнения истицы из Детского дома по сокращению штата. С " ... " по " ... " Шабанова В.Н. состояла на учете в Центре занятости населения в качестве безработной, в должности педагогического работника не работала, соответственно, на момент выхода на пенсию права на получение денежного эквивалента не имела. В личном деле истицы имеется заявление от " ... " о назначении денежного эквивалента, согласно которому в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение оснований получения ДЭС, она обязалась сообщить о них в течение 14 дней с момента наступления. Поскольку истица своевременно не сообщила в Учреждение об увольнении, за период с " ... " по " ... " возникла переплата в сумме " ... " руб.
Рассмотрев дело, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества на территории Омской области принят Закон Омской области от 04.07.2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".
Статьей 34 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан предусмотрено, что возмещение расходов в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате занимаемой площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), отопления и освещения в сельских поселениях, рабочих или дачных поселках (поселках городского типа) на территории Омской области предоставляется следующим категориям граждан:
1) педагогическим работникам, а также другим категориям работников, деятельность которых непосредственно связана с образовательным процессом, проживающим в сельской местности и осуществляющим свою деятельность в расположенных в сельской местности: - государственных образовательных организациях Омской области; - муниципальных образовательных организациях Омской области;
2) пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из государственных и муниципальных образовательных организаций Омской области, имеющим общий стаж трудовой деятельности в указанных образовательных организациях, а также в образовательных организациях, располагавшихся на территориях союзных республик в составе Союза ССР, находившихся на 1 декабря 1990 года в ведении органов государственного управления этих республик, не менее 10 лет и имевшим право на меры социальной поддержки на момент увольнения в связи с выходом работника на пенсию.
Порядок предоставления мер социальной поддержки определен постановлением Правительства Омской области от 2 декабря 2009 г. N 229-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области"
В качестве приложения к указанному нормативному правовому акту утвержден Перечень категорий граждан в Омской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу бытовых и других отходов в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Пунктами 31 и 32 указанного Перечня определены в качестве получателей мер социальной поддержки педагогические работники и другие категории работников, деятельность которых непосредственно связана с образовательным процессом, проживающие в сельских поселениях, рабочих или дачных поселках (поселках городского типа) на территории Омской области осуществляющие свою деятельность в расположенных в сельской местности государственных и муниципальных образовательных организациях Омской области, а также пенсионеры, проживающие в сельской местности, уволенные в связи с выходом на пенсию из государственных и муниципальных образовательных организаций Омской области, имеющие общий стаж трудовой деятельности в указанных образовательных организациях, а также в образовательных организациях, располагавшихся на территориях союзных республик в составе Союза ССР, находившихся на 1 декабря 1990 года в ведении органов государственного управления этих республик, не менее 10 лет и имевшие право на меры социальной поддержки на момент увольнения в связи с выходом работника на пенсию.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Шабанова В.Н. работала в образовательном учреждении (Кормиловском детском доме) в сельской местности:
- с " ... " по " ... " (кроме периода с " ... " по " ... " г.) в должности помощника воспитателя,
- с " ... " по " ... " в должности младшего воспитателя.
В соответствии с Уставом КОУ Омской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Кормиловский детский дом" предметом деятельности Учреждения является воспитательная и образовательная деятельность. Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Министерства образования Омской области в сфере образования.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об образовании в РФ" педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Приказом Гособразования СССР от 04 июня 1990 года N 375 в штаты образовательных учреждений взамен должности "ночная няня" была введена должность "помощник воспитателя".
В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 N 367, должность помощника воспитателя указана в разделе профессии рабочих. Должность "младший воспитатель" внесена в классификатор в 2002 году.
Пунктом 9.3 приказа Минобразования РФ и Госкомвуза от 31 августа 1995 года N 463/1268 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования" предусмотрено, что взамен должности "помощник воспитателя" в образовательных учреждения может вводиться должность "младший воспитатель".
Должностные обязанности по должности "младший воспитатель" в учреждениях народного образования, утвержденные приказом Минобразования РФ и Госкомвуза от 31 августа 1995 года N 463/1268, а также должностные обязанности помощника воспитателя (ночного) в целом совпадают с должностными обязанностями по аналогичным должностям, указанными в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н.
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" в качестве должностей учебно-вспомогательного персонала указаны "помощник воспитателя" и "младший воспитатель".
Поскольку должности помощника воспитателя и младшего воспитателя отнесены законодателем к учебно-вспомогательному персоналу, при разрешении настоящего спора суд исходил из того, что указанные должности относятся к категории работников, деятельность которых связана непосредственно с образовательным процессом, и относились к таковым в течение всего периода трудовой деятельности Шабановой В.Н. в образовательном учреждении.
" ... " Шабанова В.Н. была уволена в связи с сокращением штата работников в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ.
Согласно справке КУ "Центр занятости населения Кормиловского района" от " ... " г., Шабанова В.Н. состояла на учете в КУ ЦЗН Кормиловского района с " ... " по " ... " в качестве безработной. Снята с учета в связи с назначением досрочной пенсии по предложению органов службы занятости.
По данным Пенсионного фонда, с " ... " до достижения общеустановленного пенсионного возраста 55 лет Шабанова В.Н. получала досрочную трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом "О занятости населения в РФ". С " ... " истица получает трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно справке и.о. директора КОУ "Кормиловский детский дом" от " ... " г., истица работала в указанном учреждении с " ... " по " ... " г., пользовалась правом на предоставление мер социальной поддержки как педагогический работник.
Письмом от " ... " КУ ОО "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" сообщило Шабановой В.Н. о прекращении предоставления денежного эквивалента скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг с " ... " по причине увольнения из образовательного учреждения по п. 2 ст. 81 ТК РФ.
Проверив обоснованность требований Шабановой В.Н. о признании незаконным отказа КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" в предоставлении мер социальной поддержки и признании права на данных получение мер, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении иска.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии законных оснований для удовлетворения иска, коллегия принимает во внимание следующе.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 32. Закона РФ "О занятости населения в РФ", гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.
В суде первой инстанции представители ответчика и третьего лица не оспаривали наличие у Шабановой В.Н. на момент увольнения " ... " права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 34 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, но возражали против иска по причине увольнения истицы не в связи с выходом на пенсию, а в связи с сокращением численности штата. Данные доводы, повторно приведенные в апелляционной жалобе КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области", были предметом исследования районного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Разрешая спор, суд исходил из буквального толкования положений ст. 34 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, в соответствии с которым при определении наличия права на возмещение расходов в виде денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате занимаемой площади жилого помещения, отопления и освещения учитывается общий трудовой стаж работы в образовательном учреждении, а наличие педагогического стажа не имеет самостоятельного правового значения.
Позиция ответчика о том, что на момент выхода на пенсию истица не имела права на получение денежного эквивалента, так как с " ... " по " ... " состояла на учете в Центре занятости населения в качестве безработной и в должности педагогического работника не работала, не отвечает принципам правовой справедливости и равенства. Данные принципы предполагают правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Установив, что истица имеет трудовой стаж в образовательном учреждении 16 лет 04 месяца17 дней, на момент увольнения из КОУ "Кормиловский детский дом" " ... " по сокращению штатов работников и до " ... " пользовалась мерами социальной поддержки при оплате коммунальных услуг по льготной категории "педагогический работник", после увольнения была поставлена на учет в Центр занятости населения и была выведена на досрочную трудовую пенсию по старости, фактически трудовой стаж не прерывался, суд пришел к правильному выводу о наличии у истицы права пользования мерами социальной поддержки, установленными для пенсионеров, имеющих необходимый трудовой стаж в образовательных учреждениях.
Установленные судом и имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности. Не согласиться с произведенной судом оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, повторяют доводы, которым по существу дана оценка судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно части 4 ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного акта, при рассмотрении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кормиловского районного суда Омской области от 25 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КУ Омской области "Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Кормиловскому району Омской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.