Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда Утенко Р.В., Полыги В.А.,
при секретаре Павленко Е.И.,
рассмотрела в судебном заседании 21 мая 2014 г. дело по апелляционной жалобе исполняющего обязанности управляющего Государственным учреждением - Омским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Кузнецова В.П. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Требования Кучемьярова К. Ф. к Министерству труда и социального развития Омской области, Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворить частично.
Обязать Г. У. - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Кучемьярову К. Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Г. У. Омского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Кучемьярова К. Ф. " ... " рублей в счет возмещения судебных расходов".
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кучемьяров К.Ф. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Истец указал, что согласно справке от " ... " МСЭ-2012 N " ... " является инвалидом третьей группы. " ... " отделением социальной реабилитации принято заявление о предоставлении Кучемьярову К.Ф. путевки на санаторно-курортное лечение, где N очереди составил 9432 по Омску и Омской области. Поскольку данное обстоятельство делает невозможным реализовать право истца на предоставленный ему законом полный набор социальных услуг, в том числе и предоставление путевки за 2013 г., Кучемьяров К.Ф. просил обязать Управление Министерства труда и социального развития Омской власти по г. Омску предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 г. за счет средств федерального бюджета, взыскать с ответчика оплаченную госпошлину в размере " ... " руб., а также расходы, связанные с составлением искового заявления в размере " ... " руб.
" ... " в судебном заседании представителем истца подан уточненный иск, в котором истец указывает на то, что в настоящее время состояние здоровья истца резко ухудшилось, в связи с чем он направлен повторно на медико-социальную экспертизу для установления иной группы инвалидности. Данные обстоятельства сделают невозможным использование права на санаторно-курортное лечение истца без сопровождающего его лица. Истец просил обязать Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску, Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Кучемьярову К.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 г. за счет средств федерального бюджета, а также второй путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего лица Линниковой Е.Г.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, просил рассмотреть иск в его отсутствие.
Представитель истца Бронова Е.В. поддержала уточненные исковые требования, просила взыскать с ответчика судебные расходы.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области Верейкина Ю.В. возражала против требований в части возложения обязанностей, полагала Управление Министерства труда и социального развития Омской области ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу норм действующего законодательства полномочия по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение возложены на Г. У. - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Представитель Г. У. - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ( далее - ГУ ОРО ФСС РФ) Загорулько С.И. иск не признал, указав что Отделение Фонда не имеет каких-либо обязательств перед Кучемьяровым К.Ф., поскольку он не обращался в отделение Фонда с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки. В случае обращения Истца в отделение Фонда за получением санаторно-курортного лечения, отделение Фонда в соответствии с Административным регламентом рассмотрит данное заявление и при наличии документально подтвержденного права предоставит необходимую путевку. В 2013 г. отделение Фонда не имело полномочий по обеспечению граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение. Права истца были нарушены Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску. Документы по заявлениям граждан о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение от 2013 г. переданы в ГУ ОРО ФСС РФ по акту.
Представитель третьего лица БУ Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Ленинского АО "Родник" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о. управляющего ГУ ОРО ФСС РФ Кузнецов В.П. просит решение суда изменить, возложить обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение на Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску. Апеллянт полагает, что суд неправомерно возложил на Фонд, который не связан правоотношениями ни с Министерством труда и социального развития Омской области, ни с Кучемьяровым К.Ф. обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное обслуживание, мотивируя выводы тем, что Фонду переданы сведения о заявлениях граждан, обратившихся в Министерство с заявлениями на получение путевок в 2011-2013 годах. Не соглашаясь с указанным выводом, апеллянт считает, что факт передачи Министерством отделению Фонда сведений о заявлениях граждан подданных в Министерство свидетельствует только о передаче информации, но не доказывает передачу неисполненных Министерством обязательств. Использование выделенных в 2014 г. денежных средств на исполнение решения суда будет нецелевым расходованием бюджетных средств, повлечет применение штрафных санкций.
В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития Омской области Верейкина Ю.В. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения представителя Министерства труда и социального развития Омской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Как следует из материалов дела Кучемьяров К.Ф. является инвалидом третьей группы, имеет право в силу п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на обращение за предоставлением ему набора социальных услуг, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Право истца на получение санаторно-курортной путевки ответчиками по делу не оспаривалось.
Вместе с тем, несмотря на обращение Кучемьярова К.Ф. " ... " в Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску с заявлением об обеспечении его санаторно-курортным лечением в 2013 г. путевка на санаторно-курортное лечение за 2013 г. предоставлена истцу не была.
Не согласившись с отказом в предоставлении путевки в 2013 г., Кучемьяров К.Ф. обратился с иском в суд.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Конституции РФ Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.
В п. 2 ст. 26.3 названного Федерального закона приведен исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; этим перечнем не предусмотрено оказание государственной социальной помощи в виде обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 этого Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Статьей 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
Соглашением, заключенным между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Омской области и утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 N 2424-р, органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии со ст. 5 Соглашения исполнение переданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций.
Во исполнение этого Соглашения постановлением Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти - Минтрудсоцразвития Омской области и его органы на местах.
Данное соглашение действовало с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г.
Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 N 2452-р утверждено новое Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01.01.2014 г., которым не предусматривается передача органам исполнительной власти Омской области полномочий по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
С 01.01.2014 г. на основании постановления Правительства Омской области от 24.12.2013 г. N 353-п утратило силу постановление Правительства Омской области 27.12.2010 г. N 277-п.
Таким образом, на момент подачи и рассмотрения настоящего искового заявления полномочия по оказанию данной меры государственной социальной помощи не были отнесены ни законом, ни соглашением к компетенции органов исполнительной власти Омской области.
В соответствии со ст. ст. 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101, исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ, который исполняет их за счет собственных средств.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2013 г. N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" ФСС РФ в 2014 г. осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях.
" ... " в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Минтрудсоцразвития Омской области сведения о состоящих на учете гражданах, подавших заявления о предоставлении санаторно-курортных путевок и о выданных путевках.
Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Омской области от 25.12.2012 г. N 1500-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривается получение субвенций в 2013 г. на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 68 567 000 руб.
В соответствии с приложением N 3 к Закону Омской области от 31.07.2012 г. N 1471-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно было израсходовано 106 384 100 руб., что составило 98,2% от суммы субвенций. Согласно приложения N 3 к Закону Омской области от 17.07.2013 г. N 1564-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" на оказание этого вида государственной социальной помощи было израсходовано 65 090 659,21 руб., что составило 94,8% от суммы субвенции.
Как следует из переписки Министерства труда и социального развития Омской области с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Омской области Омской области, в 2012 г. была предоставлена субвенция из средств федерального бюджета в размере 64 460 317,21 рублей, что позволило приобрести около 3,2 тыс. путевок по средней цене 20 тыс. руб. Реальная потребность в санаторно-курортных путевках в регионе в соответствии с численностью граждан - получателей государственной социальной помощи в 2012 г. выше в 3,2 раза, следовательно, размер субвенции для Омской области в 2012 г. должен был составлять не менее 177 000 000 руб. В 2013 г. Омской области на обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно предоставлена субвенция из федерального бюджета в размере 65 млн. рублей, что позволит приобрести путевки на санаторно-курортное лечение не более чем для 2,5 тыс. нуждающихся граждан. Вместе с тем очередность на санаторно-курортное лечение в Омской области на 1 мая 2013 года составляла около 9 тысяч человек.
Постановлением Правительства Омской области от 24.12.2013 N 353-п "О мерах по реализации соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области части полномочий Российской Федерации" Постановление от 30.12.2010 N 277-п утратило силу.
Из акта разового приема-передачи сведений о заявлениях граждан на предоставление санаторно-курортного лечения от 31.12.2013 г. следует, что Министерство труда и социального развития Омской области передало, а ГУ Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации приняло сведения о заявках граждан, обратившихся в Министерство с заявлениями об обеспечении санаторно-курортным лечением за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 г.
Суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возложении обязанности по организации приобретения путевок на санаторно-курортное лечение в Омской области на территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, которому переданы сведения о лицах, обратившихся в Министерство с заявлениями об обеспечении санаторно-курортным лечением за период с " ... " по 31.12.2013 г.
Довод апеллянта о том, что ФСС РФ не должен отвечать по обязательствам, неисполненным РФ или органами, уполномоченными в Омском регионе, поскольку Фонд не является надлежащим ответчиком, а факт передачи Министерством отделению Фонда сведений о заявлениях граждан подданных в Министерство свидетельствует только о передаче информации, но не доказывает передачу неисполненных Министерством обязательств, отклоняется коллегией как необоснованный.
Отсутствие в бюджете последнего на 2014 г. достаточных средств само по себе не исключает обязанности ГУ - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Кучемьярову К.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 г.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности управляющего Государственным учреждением - омским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Кузнецова В.П. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Председательствующий: Селиванова И.С. Дело N 33-2907/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда Утенко Р.В., Полыги В.А.,
при секретаре Павленко Е.И.,
рассмотрела в судебном заседании 21 мая 2014 г. дело по апелляционной жалобе исполняющего обязанности управляющего Государственным У. - омским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Кузнецова В.П. на решение Ленинского районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"Требования Кучемьярова К. Ф. к Министерству труда и социального развития Омской области, Омскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворить частично.
Обязать Г. У. - Омское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Кучемьярову К. Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Омского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Кучемьярова К. Ф. " ... " рублей в счет возмещения судебных расходов".
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности управляющего Государственным учреждением - омским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Кузнецова В.П. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.