Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре Усмановой Г.И.,
рассмотрела в судебном заседании 14 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Рапановича А.Л. - Байрамова Н.М. на решение Центрального районного суда г.Омска от 07 марта 2014 года, которым постановлено:
" Рапанович А. Л. в заявленных требованиях отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя Рапановича А.Л. - Байрамова Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рапанович А.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г.Омска, ссылаясь на то, что Постановлением Администрации г.Омска от 24.12.2013 N N " ... " он был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, которые до введения в действия Жилищного Кодекса РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г.Омска от 29.11.2013 он был включен в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов в 2014 году по г.Омску.
Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г.Омска от 31.01.2014 он был исключен из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов в 2014 году по г.Омску в связи со снятием его с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма.
Для участи в заседаниях комиссии он приглашен не был, о принятых решениях уведомлен почтовым отправлением.
Считает принятые решения незаконными, нарушающими его права и законные интересы, поскольку с момента постановки на учет и до исключения из него, он добросовестно исполнял возложенные на него обязанности по ежегодной перерегистрации, в период между прохождением перерегистрации письменно уведомлял обо всех изменениях в составе семьи и перемене места жительства.
Просил признать незаконными Постановление Администрации г.Омска от 24.12.2013 N N " ... ", решение комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г.Омска от 31.01.2014; обязать Администрацию г.Омска и департамент жилищной политики Администрации г.Омска восстановить его в списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов в 2014 году по городу Омску.
Рапанович А.Л. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель Рапановича А.Л.- Байрамов Н.М. заявленные требования поддержал.
Представитель департамента жилищной политики Администрации г.Омска, Администрации г.Омска Чеснокова М.А. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что заявитель встал на учет как ветеран боевых действий, и состоял как в общем, так и в первоочередном списках. Когда он подал заявление на получение социальной выплаты, то выяснился факт того, что на 2005 год у него были изменены жизненные обстоятельства, приобретен дом, и жена участвовала в приватизации. На тот момент по их подсчетам они были обеспечены по норме кв. метрами жилья на каждого члена семьи. В связи с этим Рапанович А.Л. и был снят с учета на получение социальной выплаты.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Рапановича А.Л. - Байрамов Н.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что приобретенные в порядке приватизации супругой и дочерью Рапановича А.Л. по " ... " доли в праве собственности на квартиру по адресу: " ... " не могли быть учтены при подсчете метража, приходящегося на каждого члена семьи, поскольку данные доли были оформлены на основании ст.36 СК РФ и не являются общей собственностью супругов. Вновь указывает, что с момента постановки на учет и до исключения из него, Рапанович А.Л. добросовестно исполнял возложенные на него обязанности по ежегодной перерегистрации, в период между прохождением перерегистрации письменно уведомлял обо всех изменениях в составе семьи и перемене места жительства. Об изменении жилищных условий Рапановича А.Л. Администрации г.Омска стало известно в 2003 году, в связи с чем срок исковой давности ими пропущен.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По смыслу данной нормы процессуального права для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Из положений ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с положениями ст. 49, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 51, ч. 2 и 3 ст. 52, ст. 55 и п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, малоимущие граждане, являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, обладают правом состоять на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований в качестве нуждающихся в жилом помещении. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Это право сохраняется за гражданами до получения жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований снятия их с учета. Одним из таких оснований снятия граждан с жилищного учета является утрата предусмотренных Жилищным кодексом РФ оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, этот Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом, в силу части 2 статьи 6 названного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Омского районного Совета Омского муниципального образования Омской области от 03.08.2005 N 39 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в Омском муниципальном образовании" в целях определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 15 кв.м.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими основании, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Рапанович А.Л. как лицо, принимавшее участие в боевых действиях на территории " ... " в период с " ... " по " ... ", обладал правами и льготами, установленными Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Куйбышевского РИК N N " ... " от 22.09.1992 Рапанович А.Л. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с составом семьи из двух человек, категория учетного дела - участник ДРА, внесен в общий список и в первоочередной (л.д " ... ").
Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г.Омска от 16.04.2010 N N " ... " в учетные данные заявителя внесены изменения о составе его семьи: включена дочь " ... ", " ... " года рождения. Указано, что составом семьи Рапановича А.Л. считать три человека (л.д. " ... ").
Постановлением Администрации г.Омска N N " ... " от 24.12.2013 Рапанович А.Л. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. " ... ").
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г.Омска от 31.01.2014 N N " ... " Рапанович А.Л. исключен их списка граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий, указанных в подпункте 3 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на 2014 год, в связи со снятием с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. " ... ").
Из выписок из ЕГРП от 21.11.2013 следует, что Рапанович А.Л. и " ... " на праве общей долевой собственности являются собственниками жилого дома по адресу: " ... ", по " ... " доли каждый. Основанием приобретения права собственности является договор купли-продажи от 20.12.2001 (л.д. " ... ").
Согласно технического паспорта по состоянию на 09.03.2007, общая площадь указанного жилого дома составляет " ... " кв.м, жилая - " ... " кв.м. (при этом указано на уменьшение площади на " ... " кв.м за счет обшивки стен). Литера А1 ( " ... " кв.м.) и литера А2 ( " ... " кв.м.) в эксплуатацию не сданы. Из договора купли-продажи от 20.12.2001 следует, что общая площадь дома при его покупке заявителем и его супругой составляла " ... " кв.м (л.д. " ... ").
В соответствии со справками ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" от 19.03.2010, на основании договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации " ... " (жена Рапановича А.Л.) и " ... " (дочь) являются собственниками по " ... " доли в праве собственности на квартиру по адресу: " ... ". Общая площадь данной квартиры составляет " ... " кв.м (л.д. " ... ").
При таких обстоятельствах, исходя из суммарной общей площади жилья всех совместно проживающих членов семьи заявителя, обеспеченность Рапановичей общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает установленную Решением Омского районного Совета Омского муниципального образования Омской области от 03.08.2005 N 39 учетную норму (15 кв. м общей площади на одного человека).
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и, придя к правильному выводу о том, что заявитель правомерно снят с учета по улучшению жилищных условий, поскольку для него отпали основания состоять на учете в связи с обеспеченностью жилой площадью по норме предоставления, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Рапановичем А.Л. требований.
Ссылка в жалобе на ст.36 Семейного кодекса РФ несостоятельна, поскольку данная норма права не связана с правоотношениями, регулируемыми ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Так, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет в силу части 2 ст. 51 ЖК РФ исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Доводы жалобы о добросовестном исполнении Рапановичем А.Л. возложенных на него обязанностей по ежегодной перерегистрации, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку в данном случае основания, которые давали заявителю право на получение жилого помещения по договору социального найма, были им утрачены.
Ссылка на пропуск срока исковой давности также не могут быть приняты во внимание, поскольку решение о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Рапановича А.Л. было принято Администрацией г.Омска в сроки, установленные п. 2 ст. 56 ЖК РФ, со дня, когда жилищному органу стало известно об обстоятельствах, послуживших основанием для снятия с учета.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 07 марта 2014 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рапановича А.Л. - Байрамова Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.