Судебная коллегия по гражданским делам
Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Башкатовой Е.Ю. и Будылка А.В.
при секретаре Квасовой Ю.С.
Рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 мая 2014 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Ушаковой Е.Н. на решение Центрального районного суда г. Омска от 17 марта 2014 г., которым на Министерство образования Омской области возложена обязанность по включению Дрожжатских Н.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дрожжатских Н.В. обратилась с иском к Министерству образования Омской области, указывая, что с 28 мая 1993 года по 01 июля 2010 года являлась воспитанницей КОУ "Детский " ... "" и находилась на полном государственном обеспечении. Ее мать была лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. После детского дома обучалась в сельхозтехникуме и аграрном университете; проживала в общежитиях. Своего жилья не имеет, сохраняет регистрацию в детском доме. В принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ей отказано. Просила обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Представитель Министерства образования Омской области иск не признала, пояснила, что истица своевременно не заявила о своем праве в определенный законом период до 23 лет, в связи, с чем к настоящему времени утратила данное право.
Представители третьих лиц Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области участие в судебном заседании не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить. Указывает на то, что истица до 23 лет не обратилась за постановкой на учет, поэтому в настоящее время утратила данное право.
Изучив материалы дела, жалобу, заслушав Дрожжатских Н.В., судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что Дрожжатских Н.В. родилась 08 сентября 1986 года. Ее мать Дрожжатских Н.А. лишена родительских прав на основании решения Первомайского районного суда г. Омска от 17 февраля 1993 года. Отец Дрожжатских В.В. указан со слов матери. Постановлением главы " ... " г. Омска от 18 марта 1993 года N " ... " Дрожжатских Н.В. определена в детский дом на полное государственное обеспечение. За ней закреплено жилое помещение - " ... " Д по " ... " в г. Омске. Указанное обременение на жилое помещение снято без особого разрешения. Истица на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как "ребенок-сирота" не состоит. Жилое помещение Дрожжатских Н.В. до настоящего времени не предоставлено.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истица на момент введения в действие Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространён на истицу лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учёт для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Из сообщения Администрации г. Омска от 17 января 2010 года N 09-26/70 усматривается, что установленное обременение (право пользования Дрожжатских Н.В.) на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, " ... "Д, " ... ", снято без особого решения.
Из представленного обращения МВОУ Детский " ... " ЦАО г. Омска видно, что 23 сентября 2002 года администрация детского дома обращалась в Администрацию ЦАО г. Омска с ходатайством о предоставлении места в общежитии, а впоследствии - благоустроенного жилья воспитаннице Дрожжатских Н.В. по основанию "ребенок-сирота". На момент обращения Дрожжатских Н.В. было 16 лет.
Факт обращения администрации детского дома в администрацию города с заявлением о предоставлении истице жилья подтвержден в ходе рассмотрения дела свидетелем Лисиной, которая является воспитателем детского дома.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что место в общежитии по адресу: г. Омск, " ... " корпус 1, истице было предоставлено. Однако, на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по категории "ребенок-сирота", Дрожжатских Н.В. поставлена не была.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается факт обращения опекуна в интересах Дрожжатских Н.В. с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как "ребенку-сироте". Несмотря на данное обращение, истица не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как "ребенок-сирота".
Из копии паспорта Дрожжатских Н.В. следует, что в настоящее время она зарегистрирована по месту жительства: г. Омск, " ... ", Детский " ... ".
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области Дрожжатских Н.В. в числе собственников объектов недвижимости не значится.
В ходе рассмотрения дела ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истице жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось.
Учитывая факт доказанности обращения детского дома в интересах истицы до достижения ею возраста 23 лет в компетентные органы по вопросу предоставления жилья, суд пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Суд обоснованно возложил на ответчиков обязанность предоставить жилое помещение истице.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 17 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.