Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Дьякова А.Н., Зубовой Е.А.
при секретаре Кучуковой Д.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ещенко В. Б.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 17 февраля 2014 года об отказе в удовлетворении требований к администрации города Омска, департаменту образования администрации города Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Ещенко В.Б. обратился в суд с иском к администрации города Омска, департаменту образования Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении, указав, что является отцом несовершеннолетнего ребенка - ЕАВ, " ... "2010 года рождения. 16.09.2010 его ребенок был поставлен на очередь для получения им места в детском саду N 264. В настоящее время его ребенку более трех лет, однако, несмотря на неоднократные обращения, ответчики отказывают в выдаче путевки на поступление его ребенка в детский сад. Письмом администрации г. Омска от 02.10.2013 фактически отказано в предоставлении его несовершеннолетнему ребенку места в дошкольном образовательном учреждении со ссылкой на невозможность его предоставления. Отказ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении также содержится в ответе Министерства образования Омской области от 25.04.2012. На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие администрации г. Омска, департамента образования администрации г. Омска, выразившееся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; обязать администрацию г. Омска, департамент образования администрации г. Омска предоставить его сыну Ещенко А.Б., " ... "2010 года рождения, путевку на поступление в детский сад N 264.
Истец Ещенко В.Б. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом. Его представитель Бойко В.В. заявленные требования поддержал.
Представители ответчиков администрации г. Омска, департамента образования администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Ещенко В.Б., ссылаясь на нарушение прав и законных интересов его несовершеннолетнего сына. Выводы суда об отсутствии со стороны ответчика бездействия считает необоснованными. Указывает на наличие иной судебной практики по аналогичным делам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 145-152), в судебное заседание не явились стороны, их представители, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и другими нормативно правовыми актами РФ.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 273-ФЗ).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55 Федерального закона N 273-ФЗ. Так, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч. 1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 9).
Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона N 273-ФЗ, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67 Федерального закона N 273-ФЗ).
При этом в силу ч. 4 ст. 67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации) настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Части 5 и 6 указанной статьи регламентируют основания соответственно организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения и основания организации конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Данное положение было предусмотрено в п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 (действовавшего до 16.04.2012), и в п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 N 2562 (действовавшего до 03.11.2013).
В силу пункта 18 Положения о Департаменте образования Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 413, предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ город Омск является компетенцией Департамента образования Администрации города Омска.
Так, согласно пунктам 21, 22, 23, 24 Положения, утвержденного приказом Департамента образования Администрации города Омска от 19.02.2013 N ДО/53 (в ред. Приказа Департамента образования Администрации города Омска от 21.03.2013 N ДО/131) комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в учреждение Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета, основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Изменение номера очереди возможно в следующих случаях: родители (законные представители) ребенка изменили номер учреждения, в которое зарегистрирован ребенок; родители (законные представители) ребенка представили в Комиссию подлинники документов, подтверждающих наличие внеочередного, первоочередного или преимущественного права предоставления ребенку места в учреждении. В период комплектования учреждения родители (законные представители) детей, подлежащих устройству в учреждения, согласно очередности приглашаются в Комиссию по средствам связи, указанной в Книге учета, либо почтой для получения путевки. Дополнительного заявления в Комиссию для получения путевки не требуется. Прием детей в учреждение осуществляется руководителем учреждения в соответствии с путевкой на основании: заявления родителей (законных представителей); медицинского заключения; копии паспорта одного из родителей (законных представителей). Право на внеочередное и первоочередное определение детей в Учреждение имеют льготные категории граждан.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10.02.2009 года N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как было установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, истец Ещенко В.Б. является отцом ЕАВ, " ... "2010 года рождения. 16.09.2010 ЕАВ был зарегистрирован Департаментом образования Администрации г. Омска в Книге учета будущих воспитанников для получения места в дошкольном образовательном учреждении Кировского административного округа г. Омска. Повторное посещение комиссии установлено в апреле 2012 года. Таким образом, на момент постановки на учет ребенку было более трех месяцев. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено.
Из письма Департамента образования Администрации г. Омска от 02.10.2013 следует, что ЕАВ зарегистрирован в Книге учета в БДОУ г. Омска "Детский сад N 119" 16.09.2010. В настоящее время до ЕАВ в указанное дошкольное учреждение зарегистрирован и не определен 81 ребенок данного возраста, из которых 25 детей, относящихся к гражданам льготной категории и имеющих право на первоочередное поступление в дошкольное учреждение. Определить ЕАВ в БДОУ г. Омска не представляется возможным.
В материалы дела Департаментом образования Администрации г. Омска представлены данные о комплектовании групп в ДОУ по Центральному АО, Кировскому АО г. Омска, Ленинскому АО г. Омска, Советскому АО г. Омска, Октябрьскому АО г. Омска на 2011-2012 годы, а также информация о комплектовании по муниципальному образованию - городской округ г. Омск на 2012-2014 годы, которые также свидетельствуют о наличии очередности, превышении планового количества детей в детских садах фактическому их наличию и отсутствии свободных мест в ДОУ.
Кроме того ответчиками представлена Информация о комплектовании детьми/воспитанниками бюджетных учреждений, реализующих программы дошкольного образования по муниципальному образованию городской округ г. Омск Омской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, предусматривающая комплектование групп оздоровительной, комбинированной направленности и увеличение плановой численности детей по сравнению с фактическими показателями на 01 апреля текущего года.
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, и, принимая во внимание, что ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, со стороны Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 и вступившие в силу с 30.07.2013.
Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (п. 1.4 СанПиН).
Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены (п. 1.5 СанПиН).
Так, пунктом 1.10 ранее действовавших СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" было предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории города Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Омска от 01.12.2011 года на Администрацию города Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в МДОУ лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до 01.01.2015.
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей, ответчиком разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования города Омска" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением Администрации г.Омска от 30.03.2009 N 223-п.
В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста по следующим направлениям: восстановление "резервных" групп в существующей системе МДОУ; открытие дошкольных групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных общеобразовательных учреждений; перепрофилирование зданий, переданных в муниципальную собственность, под БДОУ; открытие групп полного дня в зданиях филиалов школ; создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений; поддержка негосударственного сектора дошкольного образования; строительство детских садов.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 года N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
В 2012 году открыто 29 дополнительных групп, в I квартале 2013 года открыто 7 дополнительных групп. В декабре 2012 года по условиям контракта завершено строительство детского сада на 140 мест в микрорайоне "Кристалл" Кировского АО г.Омска. Принимаются меры по восстановлению дошкольных образовательных учреждений по улицам Круговая, Энтузиастов, 6-я Линия, Любинская в г.Омске, в связи с чем, произойдет увеличение количества мест для детей дошкольного возраста на 600 единиц.
На 01.09.2013 завершено строительство 2 зданий детских садов на 420 мест, завершено строительство дополнительного корпуса здания БДОУ города Омска "Детский сад N 4" на 100 мест. Осуществляются проектно-изыскательские работы для строительства 5 новых зданий детских садов на 1450 мест и пристроя к 6 общеобразовательным организациям на 600 мест в 2014 году. Министерством образования Омской области проводятся мероприятия по приобретению 2 зданий детских садов на 465 мест на территории города Омска у инвестора на федеральные субсидии, срок ввода в эксплуатацию - октябрь 2014 года. Планируется возврат и реконструкция ранее переданных хозяйствующим субъектам зданий дошкольных организаций на 240 мест в 2014 году, организация групп кратковременного пребывания детей в образовательных организациях на 666 мест в 2014-2015 годах. Разработана региональная программа, предусматривающая мероприятия по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях до 2016 года для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В подтверждение реализации указанных направлений ответчиком представлены муниципальные контракты на выполнение ремонтных работ, договоры поставки, платежные поручения об оплате выполненных работ, поставленного инвентаря, приказы и распоряжении об открытии групп.
Принимая во внимание тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в ДОУ требует значительных денежных вложений, отсутствие в местном и региональном бюджете необходимых сумм, предпринятые ответчиком меры по разрешению проблемы, суд обоснованно не усмотрел виновного бездействия со стороны Администрации города Омска и Департамента образования Администрации города Омска.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении истцу места для ее ребенка в детском саду не установлен, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Ссылки подателя жалобы на существование иной судебной практики, при которой аналогичные требования удовлетворялись судами, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 17 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.