Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей областного суда Лебедевой Н.В., Сайтбурхановой Р.Х.
при секретаре Волженцевой Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 декабря 2013 года по гражданскому делу по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об оспаривании бездействия и обязании принять меры к устранению нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., объяснения представителей ответчика Классен Д.В. и Соколовой Н.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Губаревой О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исками указав, что в (дата) проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее по тексту ООПТ) в отношении следующих памятников природы регионального значения:
- " ***
***
***
***
***
***
В ходе проверки прокуратурой выявлены существенные нарушения требований природоохранного законодательства.
Истец просил: признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в отношении вышеуказанных памятников природы регионального значения в отсутствие: комплексного экологического обследования и государственной экологической экспертизы; разработанного и утвержденного Правительством Оренбургской области положения о памятниках природы регионального значения; паспорта и охранного обязательства, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от (дата) N; установленного режима особой охраны ООПТ, обозначения на местности границ и установленных специальных информационных знаков на указанных территориях; мер санитарной и противопожарной безопасности по охране и защите лесов; осуществления государственного надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения в период (дата)
обязать Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в отношении вышеуказанных памятников природы регионального значения с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление государственного надзора в области охраны и использования ООПТ; в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить исполнение мер санитарной и противопожарной безопасности в лесах; в срок до (дата) провести комплексное экологическое обследование и государственную экологическую экспертизу; в срок до (дата) принять положение об ООПТ регионального значения, в котором отразить режим особой охраны ООПТ, определить границы ООПТ и ответственное лицо под охрану и в ведение которого передается ООПТ; в срок до (дата) обозначить на местности границы ООПТ и установить специальные информационные знаки с указанием на режим особой охраны ООПТ.
Определениями Новоорского районного суда Оренбургской области от 02 сентября 2013 г. вышеуказанные гражданские дела были переданы по подсудности в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Впоследствии истец свои исковые требования уточнил и просил: признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в отношении вышеуказанных памятников природы регионального значения в отсутствие: комплексного экологического обследования и государственной экологической экспертизы; разработанного и утвержденного в установленном законом порядке положения; разработанных в соответствии с требованиями постановления Правительства Оренбургской области от (дата) N паспорта и охранного обязательства; установленного режима особой охраны, обозначения на местности границ и установленных специальных информационных знаков на указанных территориях; определенных положением мер санитарной и противопожарной безопасности лесов; осуществления государственного надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения в период (дата)
обязать Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в срок до (дата) в отношении вышеуказанных памятников природы регионального значения: обеспечить осуществление государственного надзора в области охраны и использования ООПТ путем включения памятников природы в план проверок МПР Оренбургской области; провести комплексное экологическое обследование и государственную экологическую экспертизу; обеспечить реализацию полномочий по организации ООПТ путем разработки положения и внесения в Правительство Оренбургской области предложения об утверждении указанного положения; обозначить на местности границы и установить специальные информационные знаки.
Определением суда от 11 ноября 2013 г. и определением суда от 27 ноября 2013 г. вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истца Кротов М.В. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив в судебном заседании, что в отношении всех памятников природы просит обязать ответчика обеспечить реализацию полномочий по организации ООПТ путем разработки "проекта" положения и внесения в Правительство Оренбургской области предложения об утверждении указанного "проекта" положения. Из п. 1 уточненных заявлений по памятнику природы *** исключить ссылки "определенных положением мер санитарной и противопожарной безопасности лесов".
В судебном заседании представитель ответчика Классен Д.В., действуя на основании доверенности, иск не признал, по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 17 декабря 2013 года исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
Суд постановил: признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в отношении памятников природы регионального значения *** в отсутствие: комплексного экологического обследования и государственной экологической экспертизы; разработанного в установленном законом порядке проекта положения; разработанных в соответствии с требованиями постановления Правительства Оренбургской области от (дата) N паспорта и охранного обязательства; установленного режима особой охраны, обозначения на местности границ и установленных специальных информационных знаков на указанной территории; осуществления государственного надзора в области охраны и использования ООПT регионального значения в период (дата)
Обязать Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в срок до (дата) в отношении памятников природы регионального значения *** обеспечить осуществление государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, путем включения памятников природы в план проверок МПР Оренбургской области; провести комплексное экологическое обследование и государственную экологическую экспертизу; обеспечить реализацию полномочий по организации ООПТ путем разработки проекта положения и внесения в Правительство Оренбургской области предложения об утверждении указанного проекта положения; обозначить на местности границы и установить специальные информационные знаки.
С таким решением суда не согласилось Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее МПР Оренбургской области), в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 16.11.2005 N 2706/470-III-03 "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области" и указом Губернатора Оренбургской области от 05.07.2010 N 128-ук "О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области" Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области создано и осуществляет деятельность органа государственной власти Оренбургской области.
В соответствии с главой 1 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - МПР Оренбургской области), утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 14.03.2011 N 120-ук, МПР Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим: выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и в сфере охраны окружающей среды и экологии; организацию охраны окружающей среды и природных ресурсов; региональный государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Оренбургской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в части: государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Согласно нормам главы 2 Положения о министерстве основными задачами МПР Оренбургской области являются: проведение единой государственной политики в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в сфере охраны окружающей среды и экологии, а также в сфере управления и распоряжения областным имуществом, в том числе земельными ресурсами; осуществление государственного управления в области охраны окружающей среды; осуществление регионального государственного экологического надзора в рамках полномочий, установленных настоящим Положением; проведение государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих в соответствии с действующим законодательством государственной экологической экспертизе регионального уровня.
Главой 3 "Положения о министерстве" установлено, что основными полномочиями МПР Оренбургской области являются: подготовка предложений об организации и упразднении особо охраняемых природных территорий областного значения и обеспечение их реализации; ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) областного значения и выдача справок о наличии/отсутствии ООПТ по запросам; оформление паспорта и выдача охранных обязательств на памятники природы областного значения; ведение Красной книги Оренбургской области.
В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации Оренбургской области от (дата) NО памятниках природы Оренбургской области", утвержден перечень памятников природы регионального значения, в который включены в том числе " ***
Разрешая спор, основываясь на вышеприведенных нормах законодательства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в нарушение требований законодательства МПР Оренбургской области при наличии распоряжения главы администрации Оренбургской области от (дата) N "О памятниках природы Оренбургской области" и учреждении ООПТ регионального уровня требования законодательства об обязательной государственной экологической экспертизе материалов комплексного экологического обследования участков территорий Оренбургской области для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения органом исполнительной власти не выполнены.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона Оренбургской области от 07.12.1999 N 394/82-03 "Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области" положение об организуемой особо охраняемой природной территории областного значения, разработанное на основе соответствующего Типового положения, утверждается Правительством области.
Согласно частям 2, 5 ст. 23 Закона Оренбургской области "Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области" Правительство области утверждает границы, определяет режим особой охраны территории памятников природы, областного значения и ответственное лицо, под охрану и в ведение которого передается памятник природы. На каждый памятник природы заводится паспорт и оформляется охранное обязательство установленного образца. Форма паспорта и охранного обязательства для памятников природы областного значения утверждается Правительством области.
Согласно абз. 4 ст. 13 Закона Оренбургской области "Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области" к функциям управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся: организация, функционирование и ликвидация особо охраняемых природных территорий; государственная экологическая экспертиза материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса особо охраняемых природных территорий областного значения.
В нарушение указанных норм законодательства МПР Оренбургской области положение об выше указанных особо охраняемых природных территориях областного значения не разработаны, на утверждение в Правительство области не представлены. Паспорт и охранное обязательство на памятники природы регионального значения не соответствуют требованиям постановления Правительства Оренбургской области от (дата) N, поскольку не имеет обязательных реквизитов и приложений, утвержденных указанным постановлением, в связи с чем не могут быть официально признаны паспортом и охранным обязательством на памятник природы регионального значения. Указанный факт свидетельствует об отсутствии в МПР Оренбургской области паспорта и охранного обязательства на памятники природы регионального значения.
Кроме того, судом было установлено, что в нарушении требований законодательства МПР Оренбургской области особо охраняемые территории не обозначены на местности специальными информационными знаками.
С учетом изложенного, разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении МПР Оренбургской области норм действующего законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда в части обязания Министерства осуществить государственный экологический надзор путем включения в действующий план проверок памятников природы не соответствует п. 7 Постановления правительства РФ от 30.06.2010 года N 489, не является основанием для отмены решения суда, поскольку не противоречит положениям ст. 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и в решении не сказано, что требуемая прокурором проверка подлежит включению именно в действующий план проверок.
Ссылка в жалобе на то, что исполнительный орган был наделен полномочиями по управлению памятниками через *** лет после их учреждения, и не в одном нормативном документе не указано на необходимость повторного экологического обследования, и экологической экспертизе подлежит только намечаемая деятельность, не свидетельствует о незаконности принятого решения. Представители ответчика не отрицают того факта, что в период определения перечня памятников природы областного значения, утвержденного распоряжением администрации Оренбургской области от (дата) N, государственная экологическая экспертиза материалов комплексного экологического обследования территорий, которым впоследствии был придан статус памятников природы, не проводилась, и в настоящий момент такая обязанность отнесена к компетенции ответчика. Согласно ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения. Учитывая, что при утверждении вышеуказанных объектов памятниками природы экологическая экспертиза, предусмотренная законом, не была проведена, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, поскольку установленная законом обязанность проведения такой экспертизы, несмотря на утвержденный перечень памятников природы, до настоящего времени не исполнена, что не отменяет необходимость ее проведения.
Не служит поводом для отмены решения суда довод жалобы о том, что нормативные правовые акты федерального уровня не содержат требований о утверждении положений о памятниках природы.
В соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории памятников культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания выше названных правовых норм, установленная ст. 17 Закона Оренбургской области "Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области" необходимость утверждения положения об организуемой особо охраняемой природной территории областного значения не противоречит федеральному законодательству, а регулирует организацию особо охраняемых природных территорий областного значения и их режим. Указанная норма закона Оренбургской области не отмена, и потому Министерство, как орган исполнительной власти Оренбургской области, обязан ею руководствоваться.
Довод жалобы о том, что памятники природы организованы без изъятия земель у правообладателей, в связи с чем отсутствует обязанность по установке информационных знаков, а ст. 97 Земельного кодекса Российской Федерации не имеет отношения к памятникам природы, не может повлечь отмену решения суда.
Статьей 26 Федерального закона "Об особо охраняемых территориях" определено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 этой же статьи установлено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно п. 2 ст. 23 Закона Оренбургской области "Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области" правительство области утверждает границы, определяет режим особой охраны территории памятников природы, областного значения и ответственное лицо, под охрану и в ведение которого передается памятник природы.
В целях защиты памятников природы от неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности (п. 4 ст. 23 Закона).
В соответствии с преамбулой Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий являются объектами общенационального достояния.
Пункт 2 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации возлагает на собственников земельных участков обязанность сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что органы государственной власти обязаны утвердить границы и определить режим территории памятников природы, независимо от того, находится земельный участок в государственной, муниципальной собственности, либо собственности физических или юридических лиц, при этом на собственника земельного участка возложена только обязанность сохранения специальных знаков.
Таким образом, установленная решением суда обязанность ответчика обозначить на местности границы и установить специальные информационные знаки - основана на нормах вышеназванных Федерального закона и Закона Оренбургской области и не противоречит нормам статей 42 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда обоснованны и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.