Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей областного суда Лебедевой Н.В., Сайтбурхановой Р.Х.,
с участием прокурора Губаревой О.А.,
при секретаре Волженцевой Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 января 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Оренбурга в интересах Лиорис Д.С. к администрации г. Оренбурга об обеспечении жилой площадью.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., объяснения представителя администрации г. Оренбурга Азямовой О.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Лоирис Д.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, прокурора Губаревой О.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Оренбурга обратился в суд с иском в интересах Лиорис Д.С., (дата) года рождения, указав, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (мать *** была убита, отец *** решением Промышленного районного суда от 20.07.2007 года лишен родительских прав). Постановлением Главы города Оренбурга от (дата) N Лиорис Д.С. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории "сироты". До настоящего времени истец не беспечен жильем.
В связи с чем прокурор просил суд обязать администрацию города Оренбурга предоставить Лиорис Д.С. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение *** месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец Лиорис Д.С. свои исковые требования полностью поддержал.
Помощник прокурора Абраменок Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Оренбурга Азямова О.П. с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований истца.
Представители третьих лиц Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 января 2014 года исковые требования прокурора г. Оренбурга в интересах Лиорис Д.С. удовлетворены. Суд обязал администрацию г. Оренбурга предоставить Лиорис Д.С. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади со дня вступления решения суда в законную силу.
С таким решением суда не согласилась администрация г. Оренбурга, в апелляционной жалобе просит его отменить, с указанием на то, что судом неправильно истолкован закон, подлежащий применению.
В возражениях на жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
В силу положений ст. 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В силу ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельству о рождении родителями Лиорис Д.С., (дата) года рождения являются ***
Мать *** умерла (дата), а отец *** решением Промышленного районного суда от 20.07.2007 года лишен родительских прав.
Постановлением Главы города Оренбурга от (дата) N Лиорис Д.С. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории "сироты".
На сегодняшний день Лиорис Д.С. состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа по МО "город Оренбург" под номером N
Сведениями Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии подтверждается отсутствие у Лиорис Д.С. жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Лиорис Д.С., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области, поскольку он не реализовал своего права на получение жилья.
При этом суд учёл, что истцом соблюден установленный порядок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения, администрацией он признан нуждающимся в жилом помещении, достиг возраста 18 лет и прошел военную службы по призыву.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Лиориса Д.С. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, суд обоснованно, с учетом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования в части возложения на администрацию г. Оренбурга обязанности предоставить Лиорису Д.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ссылка в жалобе ответчика на то, что обеспечение Лиориса Д.С. жильем во внеочередном порядке будет нарушать права других лиц, стоящих в списке на получение жилья, не является основанием для отмены решения суда, поскольку положения вышеперечисленных норм не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Не может быть принят во внимание и довод жалобы ответчика о том, что в настоящее время специализированный фонд для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в стадии формирования, поскольку реализация жилищных прав вышеуказанных категорий лиц не может быть поставлена в зависимость от данного обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для этого судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Исходя из выше изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.