Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Бобылевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга Халиуллина Ф.Г. на решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2014 года, вынесенное в отношении генерального директора ЗАО "Силикатный завод" Африна Г.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга Халиуллина Ф.Г. от 17 января 2014 года генеральный директор ЗАО "Силикатный завод" Африн Г.И. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей
Решением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2014 года постановление врио начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга от 17 января 2014 года, вынесенное в отношении генерального директора ЗАО "Силикатный завод" Африна Г. И. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, по протесту заместителя прокурора Промышленного района г. Оренбурга отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, начальник ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга Халиуллин Ф.Г. просит решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2014 года отменить, а постановление по делу оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В ходе производства по настоящему делу указанные требования закона должностными лицами ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга не выполнены.
Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 22 августа 2013 года сотрудниками ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе в г. Оренбурге в ходе внеплановой выездной проверки соблюдения иностранными гражданами требований миграционного законодательства установлен гражданин Республики Узбекистан Э.С.С. осуществляющий в период с 20 июня по 22 августа 2013 года трудовую деятельность в качестве разнорабочего ЗАО "Силикатный завод" без разрешения на работу на территории Российской Федерации.
В связи с данным фактом сотрудниками ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе в г. Оренбурге в период с 07 по 30 октября 2013 года на основании распоряжения начальника УФМС России по Оренбургской области от 04 октября 2013 года N проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО "Силикатный завод" миграционного законодательства, по результатам которой 30 октября 2013 года составлен акт проверки N с указанием на то, что генеральный директор ЗАО "Силикатный завод" Африна Г. И. привлечением названного иностранного гражданина к трудовой деятельности без разрешения на работу на территории Российской Федерации нарушил требования п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В связи с изложенным 06 ноября 2013 года начальником отделения по вопросам трудовой деятельности ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга в отношении Африна Г. И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок соблюдения миграционного законодательства установлена Федеральным законом от 16 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
В сфере миграции особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) установлены пунктами 3 - 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статья 32 Закона N 115-ФЗ не содержит особенностей относительно порядка оформления результатов проверки. Следовательно, в данной части необходимо руководствоваться положениями Закона N 294-ФЗ.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, что предусмотрено ст. 16 Закона N 294-ФЗ.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
В акте должны быть указаны сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица указанного журнала (п. 8 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что с актом проверки от 30 октября 2013 года N Африн Г.И. не был ознакомлен, данных о направлении копии акта в адрес законного представителя юридического лица, либо о вручении ему копии акта материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок относится непредставление акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка.
Частью 3 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Таким образом, результаты внеплановой документарной проверки соблюдения требований миграционного законодательства в ЗАО "Силикатный завод" в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не могут расцениваться как полученные в соответствии с требованиями закона доказательства, подтверждающие состав вмененного Африну Г.И. административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что внеплановая документарная проверка соблюдения миграционного законодательства в ЗАО "Силикатный завод" была осуществлена в порядке Приказа МВД России N 338, ФМС России N от 30 апреля 2009 года "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российской Федерации и использования их труда", не содержащего отмеченных выше требований, не может быть признан состоятельным.
Указанный Приказ не является федеральным законом, как того требует ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, кроме того, он в части порядка оформления результатов проверки предусматривает требования аналогичные изложенным выше (п. 66).
При таких данных оснований полагать решение судьи районного суда, которым постановление по делу отменено, незаконным, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 25 февраля 2014 года, вынесенное в отношении генерального директора ЗАО "Силикатный завод" Африна Г. И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу начальника ОУФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга Халиуллина Ф.Г. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского областного
суда В.И. Солопьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.