судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Елагиной Т.В.
и судей Ирышковой Т.В., Терехиной Л.В.
при секретаре Молевой Е.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Елагиной Т.В. дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 20 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования В.Л.А. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство) удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу В.Л.А, задолженность за "данные изъяты" г.г. на питание, обеспечение одеждой, обувью, Мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере - "данные изъяты" рубля и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств в размере - "данные изъяты" рубль, а всего "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Пензенской области о взыскании денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), указав, что с "данные изъяты" года она (до заключения брака М.Л.А..), ДД.ММ.ГГГГ рождения, осталась без попечения родителей, и над ней была установлена опека. Постановлением главы администрации г.Каменки Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N назначена выплата денежных средств. Выплата опекунского пособия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась без учета фактических цен, сложившихся в Пензенской области. Пособие выплачивалось за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб., итого выплачено "данные изъяты" руб.; за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб. за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб. Однако, расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем просила взыскать с Министерства финансов Пензенской области задолженность по выплате опекунского пособия с учетом индексации в размере "данные изъяты" руб.
В ходе рассмотрение дела в суде первой инстанции В.Л.А. заявленные требования уточнила, просила взыскать в ее пользу с Министерства финансов Пензенской области задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" руб., индексацию в размере "данные изъяты" руб., а всего "данные изъяты" руб.
Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Пензенской области просит решение суда отменить, указывая на несогласие с выводом суда о том, что полномочиями по выплате опекунского пособия наделены субъекты Российской Федерации, поскольку никакими правовыми актами прямо не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей. До 01.01.2005 меры социальной поддержки детей, находящихся под опекой или попечительством, предоставлялись за счет местных бюджетов и не являлись расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, администрация местного самоуправления осуществляла выплату опекунских пособий в пределах установленных ассигнований. Считает, что выплата задолженности по опекунским пособиям должна быть произведена за счет средств местного бюджета.
При вынесении решения суд не учел, что выплата опекунских пособий не относится к дополнительным гарантиям, перечисленным в ст.ст.6-9 Федерального закона N159-ФЗ.
Выделенные Пензенской области в спорный период средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ расходов на выплату опекунских пособий не покрывали. Кроме того, из федерального бюджета в бюджет Пензенской области средства в форме субвенций, имеющих целевое назначение на выплату опекунских расходов, не поступали.
Поскольку пособия на всех детей, находящихся под опекой выплачивались в размерах, установленных актами органов исполнительной власти и местного самоуправления, и определялись с учетом ассигнований, предусмотренных в бюджете, а потому не может быть больше, чем заложено на эти цели в бюджете, суд не может усмотреть в действиях Министерства вины по невыплате истице опекунского пособия в требуемом размере.
Взыскание денежных средств в пользу истца повлечет за собой неравное положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что противоречит ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, М.Л.А. которой после заключения ДД.ММ.ГГГГ брака с ФИО присвоена фамилия В.Л.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно находилась под опекой, и ей с указанной даты выплачивалось пособие на ее содержание, выплата которого прекращена на основании постановления главы местного самоуправления г.Каменки Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что на истицу как на опекаемую было выплачено пособие за "данные изъяты" год в размере "данные изъяты" руб., а "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб. за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб., за "данные изъяты" год - "данные изъяты" руб.
Размер указанных выплат лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N409 и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области В.Л.А. следовало выплачивать в "данные изъяты" году - "данные изъяты" руб., в "данные изъяты" году - "данные изъяты" руб., в "данные изъяты" году - "данные изъяты" руб., в "данные изъяты" году - "данные изъяты" руб., в "данные изъяты" году - "данные изъяты" руб., в "данные изъяты" году - "данные изъяты" руб., в "данные изъяты" году - "данные изъяты" руб., в "данные изъяты" году - "данные изъяты" руб.
Согласно нормам питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N409, сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.
Удовлетворяя заявленные истицей требования, суд признал установленным и исходил из того, что Пензенская область, как субъект Российской Федерации, в 1998-2004 годах не обеспечивала реализацию норм действующего законодательства по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории области.
Данный вывод, по мнению судебной коллегии, является правильным, основан на нормах законодательства и установленных по делу обстоятельствах.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно статье 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой является государственным полномочием.
Согласно статье 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N8-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 24.08.2004 N122-ФЗ), расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами федерального законодательства постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент разрешения спора, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям NN1, 2, 3. На органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга возложена обязанность по обеспечению в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Во исполнение п.3 указанного постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 N199 определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N409, установившем натуральные нормативы, исходя из которых в каждом регионе должен определяться размер опекунского пособия.
Руководствуясь вышеприведенными нормативными актами, установив, что размер произведенных ежемесячных в 1996-2003 годах выплат истице как опекаемой был занижен и определен без учета требований федерального законодательства, хотя и в пределах, установленных вышеуказанными постановлениями Правительства Пензенской области, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании суммы задолженности за указанный период по ежемесячным выплатам денежных средств на детей, находящихся под опекой.
Поскольку недополученные денежные выплаты на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку,в силу инфляционных процессов утратили свою покупательскую способность, в целях полного возмещения убытков, причиненных истице несвоевременной выплатой сумм на ее содержание, суд обоснованно проиндексировал подлежащие выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что правовыми актами прямо не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей; выплата задолженности по опекунским пособиям за спорный период должна быть произведена за счет средств местного бюджета, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и обоснованно, по мотивам, приведенным в решении отвергнуты как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм права, а именно норм Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ, Федерального закона от 28.08.1995 N154-ФЗ, постановления Правительства РФ от 20.06.1992 N409, принятых Министерством образования РФ ведомственных подзаконных актов, регулирующих порядок выплат опекунских пособий.
Недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на получение опекунского пособия в размерах, установленном вышеуказанным постановлением Правительства РФ, не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Суд обоснованно указал в решении, что довод ответчика о том, что органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в связи с чем Правительством Пензенской области в 2003-2004 годах были изданы соответствующие постановления о размерах денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), с учетом финансовых возможностей области, и указанные постановления не отменены, не может являться основанием к отказу в иске.
В соответствии со ст.72 Конституции РФ социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Правительством Пензенской области в 2000-2004 годах были приняты постановления от 11.02.2000 N60-пП "О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)", от 10.01.2003 N11-пП "О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)", от 01.06.2004 N282-пП "О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)".
Однако, как правильно указал суд, данные нормативно-правовые акты надлежащим образом не обеспечивали реализацию норм законодательства по вопросу установления размера пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Пензенской области, поскольку размеры этих пособий не соответствовали фактическим ценам региона на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и т.д.
Довод жалобы об отсутствии вины Министерства финансов Пензенской области по невыплате истице опекунского пособия в требуемом размере судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в рассматриваемом споре Министерство финансов Пензенской области, как главный распорядитель бюджетных средств, выступает от имени публично-правового образования, при этом сумма задолженности по опекунскому пособию и индексация взыскана судом за счет средств казны субъекта, а не за счет денежных средств Министерства финансов Пензенской области.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что взыскание денежных средств в пользу истцов повлечет за собой неравное положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что противоречит ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и поставит истицу в неравное положение с другими аналогичными с ней получателями мер социальной поддержки, во внимание приняты быть не могут, поскольку юридически значимыми не являются, на законность принятого решения не влияют.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а потому не опровергают выводу суда, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности принятого судом решения, а потому не могут являться основаниями для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Пензы от 20 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.