судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Бурдюговского О.В.,,
судей Елагиной Т.В., Потеминой Е.В.,
при секретаре Молевой Е.С.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Потеминой Е.В. дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Пензенской области на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 16.01.2014 г., которым постановлено:
" Исковые требования Степановой О. Н. удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов "адрес" за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Степановой О.Н. задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно - массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., а всего "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп."
Проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Степанова О.Н. обратилась в суд с иском о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство). В обоснование указала, что постановлением главы Наровчатской районной администрации Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ над ней (Хохловой О.Н.), была установлена опека. Опекуном назначена ФИО1, которой за период нахождения истицы под опекой на неё выплачивалось опекунское пособие. Однако выплата опекунского пособия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась без учета фактических цен, сложившихся в Пензенской области. Пособие выплачивалось на основании постановлений Правительства Пензенской области от 11.02.2000 г N 60-пП, 10.01.2003 г N11-пП, от 27.11.2003 г N541-пП в значительно заниженном размере и не соответствует минимальным социальным стандартам, установленным федеральным законодательством. Пособие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивалось: за ДД.ММ.ГГГГ: - по "данные изъяты" руб. ежемесячно, итого за год "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ: по "данные изъяты" руб. ежемесячно, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ: по "данные изъяты" руб. ежемесячно, итого за год- "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб. ежемесячно, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - по "данные изъяты" руб. ежемесячно, с марта - по "данные изъяты" руб. в месяц, итого за год - "данные изъяты" руб.;за ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб. в месяц, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб. ежемесячно, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб. в месяц, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - по "данные изъяты" руб. в месяц, с июля по декабрь - "данные изъяты" руб. в месяц, итого за год "данные изъяты" руб. В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409, и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области, следовало опекунское пособие выплачивать в следующих размерах: за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. Таким образом, сумма недоплаченного пособия составляет за период: за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ- "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ- "данные изъяты" руб. Общая задолженность составляет: "данные изъяты" руб. Просила суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., индексацию с учетом роста потребительских цен в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., а всего "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Пензенской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение. Вывод суда об обязанности финансирования выплат по "опекунским пособиям" именно из средств бюджета субъекта РФ считает основанным на неверном толковании ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и постановления Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409. По мнению автора жалобы, суд необоснованно отклонил доводы ответчика о том, что обязанность по выплате ежемесячного пособия опекунам была возложена на органы опеки и попечительства. Ссылаются на то, что до 1 января 2005 г. меры социальной поддержки детей, находящихся под опекой или попечительством, предоставлялись за счет местных бюджетов и не являлись расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, администрация местного самоуправления осуществляла выплату опекунских пособий в пределах установленных ассигнований. Считают, что выплата задолженности по опекунским пособиям должна быть произведена за счет средств местного бюджета. Кроме того, из федерального бюджета в бюджет Пензенской области средства в форме субвенций, имеющих целевое назначение на выплату опекунских расходов, в 2003-2004 г.г. не поступали. Поскольку пособия на всех детей, находящихся под опекой выплачивались в размерах, установленных актами органов исполнительной власти и местного самоуправления, и определялись с учетом ассигнований, предусмотренных в бюджете, а потому не может быть больше, чем заложено на эти цели в бюджете, суд не может усмотреть в действиях Министерства финансов Пензенской области вины по невыплате истцам опекунского пособия в требуемом размере.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела. С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Хохлова (Степанова) О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состояла на учете в Отделе образования администрации Наровчатского района Пензенской области, как ребенок, находящийся под опекой. Постановлением главы Наровчатской районной администрации Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней Хохловой (Степановой) О.Н. назначена ФИО1 Выплата опекунского пособия была назначена с ДД.ММ.ГГГГ и выплачивалось по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справок Отдела образования администрации Наровчатского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ., платежные документы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на выплату пособия на содержание опекаемого ребенка Хохлову О.Н. не сохранены. ФИО1, как опекуну Хохловой О.Н., выплачивалось пособие в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб., ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" руб., в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб., в ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. ДД.ММ.ГГГГ Хохлова О.Н. заключила брак со ФИО2, и ей была присвоена фамилия "Степанова".
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно статье 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года N122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1,2,3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года N199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409, установившем натуральные нормативы, исходя из которых, в каждом регионе должен определяться размер опекунского пособия.
В силу ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 18.02.1994 N78 "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой" пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.12.1993 по 01.02.1994 детям в возрасте до 6 лет - 60 руб., от 6 до 18 лет - 70 руб.
Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 18.02.1994 г. N78 "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой" пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.02.1994 г. по 01.04.1994 г. детям в возрасте до 6 лет - 80 руб., от 6 до 18 лет - 100 руб., с 01.09.1993 г. по 01.12.1993 г. детям в возрасте до 6 лет - 35 руб., с 01.12.1993 г. по 01.02.1994 г. детям в возрасте до 6 лет - 80 руб.
Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 27.06.1994 г. N264 "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой" пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.04.1994 г. по 01.09.1994 г. детям в возрасте до 6 лет - 80 руб., от 6 до 18 лет - 100 руб.
Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 18.10.1994 г. N36 "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой" пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.09.1994 г. по 01.10.1994 г. детям в возрасте до 6 лет - 80 руб., от 6 до 18 лет - 100 руб.
Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 23.10.1995 г. N398 "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.10.1995 г. по 01.12.1996 г. детям в возрасте до 6 лет - 170 руб., от 6 до 18 лет - 200 руб.
В период с 01.12.1996 г. по 01.03.2000 г. размер пособия устанавливался решениями органов местного самоуправления муниципальных образований.
С 01.03.2000 по 31.12.2004 решениями органов местного самоуправления муниципальных образований могли быть установлены иные размеры денежных средств, но не менее размеров установленных постановлениями Правительства Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 11.02.2000 года N60-пП "О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" пособие установлено в следующих размерах за период с 01.03.2000 г. по 01.01.2003 г. не менее 600 рублей.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.01.2003 года N 11-пП "О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)" пособие установлено в следующих размерах за период с 01.01.2003 по 01.01.2004 года детям в возрасте до 6 лет в размере не менее 800 рублей, с 6 до 18 лет - не менее 1000 руб.
Постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2003 года N 541-пП "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Пензенской области от 10.01.2003 N11-пП" пособие установлено в следующих размерах за период с 01.01.2004 г.по 01.07.2004 г. детям в возрасте до 6 лет в размере не менее 1100 рублей, с 6 до 18 лет - не менее 1300 руб.
Постановлением Правительства Пензенской области от 01.06.2004 года N 282 -пП "О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" размер пособия установлен в следующих размерах: с 01.07.2004 года - детям от рождения до 6 лет - не менее 1810 рублей; детям от 6 до 18 лет - не менее 2 429 рублей.
Согласно норм питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 года, сумма расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец имел право на получение ежемесячных денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за период с 18.01.1996 г. по 31.12.2004 г. по нормам, указанным в приложениях N1,2,3 к Постановлению Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 г.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось сторонами, на истца, как на опекаемого, выплачивались денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ - по "данные изъяты" руб. ежемесячно, итого за год "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб. ежемесячно, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб. ежемесячно, итого за год- "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб. ежемесячно, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - по "данные изъяты" руб. ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ - по "данные изъяты" руб. в месяц, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб. в месяц, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб. ежемесячно, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" руб. в месяц, итого за год - "данные изъяты" руб.; за ДД.ММ.ГГГГ - по "данные изъяты" руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" руб. в месяц, итого за год "данные изъяты" руб.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409, и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области, следовало опекунское пособие выплачивать в следующих размерах: за 1996 год (с18.01) - 7 280,11 руб.; за 1997 год - 9 534,34 руб.; за 1998 год -12 559,86 руб.; за 1999 год -26 740,08 руб.; за 2000 год - 25 596,64 руб.; за 2001 год - 31 286,13 руб.; за 2002 год - 35 493,47 руб.; за 2003 год - 38 599,83 руб.; за 2004 год - 43 162,36 руб.
В связи с чем выводы суда первой инстанции о том, что размер опекунского пособия, полученного опекуном на истца в спорный период не соответствует размеру, установленному постановлением Правительства РФ, и задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период нахождения его под опекой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.( "данные изъяты".).
Доводы апелляционной жалобы о том, что правовыми актами прямо не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей; выплата задолженности по опекунским пособиям за спорный период должна быть произведена за счет средств местного бюджета, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и обоснованно, по мотивам, приведенным в решении отвергнуты как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм права, а именно норм ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, ФЗ РФ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409, принятых Министерством образования РФ ведомственных подзаконных актов, регулирующих порядок выплат опекунских пособий.
Как правильно отметил суд в обжалуемом решении, недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на получение опекунского пособия в размерах, установленном вышеуказанным постановлением Правительства РФ, не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Довод апелляционной жалобы о неисследованности судом юридически значимых обстоятельств, касающихся выделения в достаточном количестве из федерального бюджета в бюджет субъекта средств на выплату опекунских пособий, получения органами местного самоуправления денежных средств на покрытие дефицита и самостоятельного распоряжения указанными денежными средствами, не может свидетельствовать о незаконности обжалуемого решения суда. Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ стороной ответчика не было представлено доказательств, подтверждающих факты предоставления органам местного самоуправления Городищенского района Пензенской области средств на оплату опекунских пособий в полном объеме и их нецелевого использования.
Что касается довода о недостаточности средств, выделенных Пензенской области из федерального бюджета на выплату пособий опекунам и покрытия расходов на выплату опекунских пособий, то в этой ситуации суд правильно исходил из того, что поскольку гражданин в силу положений Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных правоотношений, то право опекуна на выплату ему пособий по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Довод жалобы об отсутствии вины Министерства финансов Пензенской области по невыплате опекунского пособия в требуемом размере судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в рассматриваемом споре Министерство финансов Пензенской области, как главный распорядитель бюджетных средств, выступает от имени публично-правового образования, при этом сумма задолженности по опекунскому пособию и индексация взыскана судом за счет средств казны субъекта, а не за счет денежных средств Министерства финансов Пензенской области.
Поскольку недополученные суммы на содержание истца в силу инфляционных процессов утратили свою покупательскую способность, в связи с чем, истец вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой сумм на его содержание как несовершеннолетнего, переданного под опеку.
Данный расчет в суде первой инстанции ответчиком оспорен не был, своего расчета им не представлено, не приведен он и в апелляционной жалобе, в связи с чем оснований для признания действий суда по принятию за основу расчета, представленного истцом, ошибочными у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Пензы от 16.01.2014 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.