Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 15 апреля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Солина А.В.,
Баландина А.Г.,
при секретаре Перовой А.А.,
с участием представителя заявителя Завалишиной Е.Ю., а также представителя командира войсковой части N Козлова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N Аброскина М.А. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2014 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N ЗАБАЛУЕВА С.Н. об оспаривании решения жилищной комиссии названной воинской части о снятии его и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, объяснения представителя командира войсковой части N Козлова А.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя заявителя Завалишиной Е.Ю., возражавшей против этих доводов, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Забалуев, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, проходит ее с мая 1999 года в войсковой части N, дислоцированной в городе "адрес".
Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части N от 29 декабря 2000 года (протокол N) заявитель признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет.
В мае 2005 года ему на семью из 4 человек, в том числе на супругу З.Е.А. и двух дочерей З.В.С. и З.М.С., соответственно, 1994 и 2003 годов рождения, предоставлено двухкомнатное служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 38,2 кв.м., в котором заявитель и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства и проживают до настоящего времени.
Постановлением Администрации города Заречного Пензенской области от 4 мая 2011 года N 842 указанный дом (общежитие) был исключен из муниципального специализированного жилищного фонда и включен в муниципальный жилищный фонд социального использования, в связи с чем заявителем 10 июня 2011 года был заключен договор социального найма на данное жилое помещение.
Помимо названного жилого помещения супруга заявителя с 1994 года является собственником 1\3 доли жилого помещения расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 62,8 кв.м.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 28 ноября 2013 года (протокол N), утвержденным командиром данной воинской части 2 декабря того же года, Забалуев вместе с супругой и дочерьми был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания на основании ст. 55 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О ведении действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 28, п. 1 ч. 1 ст. 29, п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР и п. 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пензенской области, утвержденных решением исполнительного комитета Пензенского областного Совета народных депутатов и президиума Пензенского областного совета профсоюзов от 10 декабря 1984 года N 661, в связи с улучшением ими жилищных условий путем предоставления жилого помещения по договору социального найма, повлекшем обеспеченность на одного члена семьи жилой площадью более учетной нормы и более нормы предоставления жилой площади.
Посчитав свои права нарушенными, Забалуев через своего представителя Завалишину обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать вышеназванное решение жилищной комиссии войсковой части N о снятии его составом семьи 4 человека с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, и обязать названную жилищную комиссию отменить данное решение, а командира указанной воинской части - утвердить это решение.
Рассмотрев данное заявление, Пензенский гарнизонный военный суд своим решением от 6 февраля 2014 года удовлетворил его в полном объеме.
На данное решение суда представителем командира войсковой части N Аброскиным подана апелляционная жалоба, в которой он просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование автор жалобы обращает внимание на то, что на момент постановки заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий действовал Жилищный кодекс РСФСР, а также Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений Пензенской области, утвержденные решением исполнительного комитета Пензенского областного Совета народных депутатов и президиума Пензенского областного совета профсоюзов от 10 декабря 1984 года N 661.
Далее представитель командира воинской части, со ссылкой на положения ст. 5, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О ведении действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ч. 1 ст. 29, ст. 32 ЖК РСФСР и подп. "а" п. 7 названных Правил, указывает на то, что Забалуев был принят на учет нуждающихся в 2000 году в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи менее 6 кв.м.
Приведя обстоятельства, связанные с передачей Забалуеву в 2011 году занимаемого им жилого помещения по договору социального найма, а также наличием у членов его семьи жилой площади, автор жалобы со ссылкой на ст. 32 ЖК РСФСР, п. 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений Пензенской области и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, обращает внимание на то, что на одного члена семьи заявителя приходится 14,78 кв.м. обжей площади жилого помещения и 11,06 - жилой площади, что превышает установленную решением Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 8 сентября 2005 года N 105 учетную норму в размере 12 кв.м., а также норму предоставления жилой площади на одного члена семьи, равную 9 кв.м., предусмотренную вышеназванными Правилами.
По утверждению автора жалобы в связи с улучшением заявителем жилищных условий и обеспеченности его жилым помещением по норме предоставления отпали основания для предоставления ему жилья, в связи с чем, он подлежал снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, на котором он состоял после предоставления жилья неправомерно.
Также автор жалобы обращает внимание на то, что получение гражданином жилого помещения меньшего размера не предусматривает сохранение за ним права состоять на жилищном учете.
В заключение автор жалобы в связи с изложенным приходит к выводу о законности оспариваемого заявителем решения жилищной комиссии.
На данную апелляционную жалобу представителем заявителя Завалишиной поданы возражения, в которых она выражает свое несогласие с доводами жалобы и просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия находит решение Пензенского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2014 года законным и обоснованным, а апелляционную жалобу представителя должностного лица не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, по смыслу указанных выше положений закона, Забалуев, поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохранял свое право состоять на данном учете до получения им жилого помещения по договору социального найма и мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение им жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также снятия их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее были закреплены в ст. 29, 32 Жилищного кодекса РСФСР.
При этом сохранение права граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета закреплены в ст. 55 ЖК РФ и ст. 32 ЖК РСФСР.
Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в силу части 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления военнослужащему площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, а с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, но не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Из материалов дела усматривается, что Забалуеву в мае 2005 года на семью из 4 человек было предоставлено в общежитии двухкомнатное служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 38,2 кв.м., в котором заявитель и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства и проживают до настоящего времени.
Кроме того, помимо названного жилого помещения супруга заявителя с 1994 года является собственником 1\3 доли жилого помещения расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 62,8 кв.м.
До перевода данного общежития из специализированного жилищного фонда в фонд социального использования Забалуев, поставленный на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, безусловно являлся нуждающимся в жилых помещениях.
При этом, государство в силу вышеприведенных положений закона обязано было предоставить ему на состав семьи, с учетом имеющейся у его супруги жилой площади, жилое помещение не менее 51,07 кв.м. общей площади.
После перевода в 2011 году названного общежития в фонд социального использования Забалуевым был заключен договор социального найма на ранее занимаемое им в качестве служебного жилое помещение. При этом общая площадь жилого помещения, на которое заявителем заключен договор социального найма, с учетом имеющейся у его супруги в собственности части жилого помещения, не соответствует норме предоставления жилых помещений, установленной действующим жилищным законодательством.
Жилищные условия семьи заявителя в связи с изменением правового статуса общежития фактически не улучшились, поскольку какой-либо перепланировки, связанной с переводом здания в фонд социального использования, не производилось.
При таких обстоятельствах заключение Забалуевым указанного выше договора социального найма не может расцениваться как обеспечение его жильем по установленным нормам, не свидетельствует о полном исполнении государством обязанности по обеспечению заявителя жилым помещением, и не влечет снятие его с жилищного учета, к ошибочному мнению о чем пришла жилищная комиссия воинской части, констатировав в своем решении, что семья Забалуева в связи с заключением договора социального найма стала обеспечена жилой площадью на одного члена семьи более нормы предоставления и учетной нормы, в связи с чем утратила основание, которое давало им право на получение жилых помещений по договору социального найма.
Вопреки выводам жилищной комиссии и доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных ст. 29, 32 Жилищного кодекса РСФСР, которые бы позволяли снять Забалуева с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по делу не имеется.
При этом жилищная комиссия, указывая в своем решении о наличии у заявителя жилого помещения более нормы предоставления, ошибочно применила в этой части утратившие силу в связи с изданием постановления Правительства Пензенской области от 25 апреля 2005 года N 219-пП Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений Пензенской области, и не применила специальную норму, закрепленную в Федеральном законе "О статусе военнослужащих", согласно которой норма предоставления жилой площади для военнослужащих составляет 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции о незаконности снятия заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях следует признать правильным, поскольку данное решение жилищной комиссии основано на неправильном применении норм жилищного законодательства и безусловно нарушает права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Забалуева С.Н. об оспаривании решения жилищной комиссии названной воинской части о снятии его и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N Аброскина М.А. - без удовлетворения.
Судья А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.