Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 22 апреля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Белкина И.В.,
Прыткова Р.В.,
при секретаре Печенкиной Е. Ю., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Устинова А.Е. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2014 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшей военнослужащей войсковой части N Дрозденковой Л.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, жилищной комиссии войсковой части N и начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ), связанных с отказом в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В., изложившего содержание обжалуемого решения и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Дрозденкова Л.А. проходила военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в "адрес".
18 января 1993 года командованием войсковой части N Дрозденковой была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 28 кв.м., расположенная по адресу: "адрес".
Приказом командира войсковой части N от 7 сентября 2009 года N заявитель была уволена с военной службы и с 23 сентября 2009 года исключена из списков личного состава части.
18 сентября 2009 года Дрозденкова обратилась к командованию воинской части с рапортом об обмене занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на однокомнатную квартиру улучшенной планировки.
5 октября 2009 года заявитель вновь обратилась к тому же должностному лицу с рапортом о постановке ее на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в городе Оренбурге.
Жилищная комиссии войсковой части N, рассмотрев обращение Дрозденковой от 18 сентября 2009 года, 30 марта 2010 года приняла решение об обмене ей занимаемого жилого помещения на другое - однокомнатную квартиру по адресу: "адрес".
В январе 2013 года Дрозденкова обратилась с заявлением к начальнику ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ с просьбой принять ее на учет нуждающихся в жилом помещении составом семьи один человек.
Решением начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от 21 января 2013 года N ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на основании подпункта 2 пункта 1 ст. 52 ЖК РФ, то есть в связи с тем, что представленные ею документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Посчитав свои права нарушенными, Дрозденкова через своего представителя Устинова А.Е. обратилась в Оренбургский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором последний с учётом уточнённых требований просил суд:
- признать незаконным решение жилищной комиссии Тоцкого гарнизона по рапорту Дрозденковой Л.А. от 5 октября 2009 года, оформленное протоколом N от 30 марта 2010 года;
- признать незаконными действия начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, касающиеся отказа в постановке Дрозденковой Л.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесении сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет, нуждающихся в жилых помещениях;
- обязать начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ включить Дрозденкову Л.А. с составом семьи один человек в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внести сведения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет, нуждающихся в жилых помещениях, с 28 августа 2009 года.
Оренбургский гарнизонный военный суд своим решением от 14 февраля 2014 года отказал в удовлетворении заявления Устинова А.Е., поданного в интересах Дрозденковой Л.А.
Выражая несогласие с таким решением, Устинов А.Е. подал апелляционную жалобу, в которой в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его изменить частично и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование своей жалобы представитель заявителя указывает на ошибочность выводов суда о том, что Дрозденкова обратилась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении после исключения из списков личного состава воинской части.
По мнению представителя заявителя, датой обращения Дрозденковой в жилищную комиссию войсковой части N с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий необходимо считать 18 сентября 2009 года
Кроме того, представитель заявителя указывает, на то, что неотменённое решение жилищной комиссии войсковой части N от 30 марта 2010 года о выделении Дрозденковой жилого помещения в "адрес" свидетельствует о признании её нуждающейся в жилом помещении.
В заключении своей апелляционной жалобы представитель заявителя, приводя положения п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", действующего на момент увольнения заявителя с военной службы, указывает на то, что его доверительница, имея выслугу лет более 20 лет, имеет право на получение жилого помещения по избранному месту жительства.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, возможно только после признания их нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, за военнослужащими, ранее принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях (согласно порядку, определенному приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года N 80), сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с пунктами 27, 28 Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", действовавшим в период времени увольнения с военной службы Дрозденковой, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Как видно из материалов дела, за весь период военной службы Дрозденкова с рапортом о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась и на соответствующем учёте не состояла.
Вопреки мнению представителя заявителя, рапорт Дрозденковой, поданный ею 18 сентября 2009 года, не мог являться основанием для рассмотрения жилищной комиссией войсковой части N вопроса о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу отсутствия в нём таковой просьбы.
Что же касается рапорта Дрозденковой от 5 октября 2009 года о постановке ее на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в городе Оренбурге, то он не мог быть рассмотрен жилищной комиссией войсковой части N, поскольку после 23 сентября 2014 года она уже не являлась военнослужащей.
Содержание решения жилищной комиссии от 30 марта 2010 года свидетельствует о том, что предметом рассмотрения являлся рапорт заявителя от 18 сентября 2009 года с просьбой об обмене занимаемого жилого помещения на другое.
Поскольку в период прохождения военной службы заявитель, в силу своей бездеятельности, не была установленным порядком признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о законности решения начальника ФГКУ "Центррегионжилье" об отказе ей в постановке на соответствующий учет, на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Вопреки мнению представителя заявителя, наличие неотменённого решения жилищной комиссии войсковой части N от 30 марта 2010 года по рапорту Дрозденковой от 18 сентября 2009 года не является обстоятельством, подтверждающим факт признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку оно касается обмена занимаемого ей жилого помещения на другое.
Также не вызывает сомнений в правильности вывод суда первой инстанции о пропуске Дрозденковой трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
Данный вывод судебная коллегия делает учитывая то, что Дрозденкова в силу обстоятельств, установленных судом первой инстанции, знала о нарушении своих прав, но длительный период времени с сентября 2009 по 30 января 2013 год не обращалась за их защитой, хотя имела реальную возможность это сделать.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 14 февраля 2014 года по гражданскому делу по заявлению бывшей военнослужащей войсковой части N Дрозденковой Л.А. об оспаривании действий командира войсковой части N, жилищной комиссии войсковой части N и начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя Устинова А.Е. - без удовлетворения.
Судья Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.