Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
Судей: Ениславской О.Л. и Яроцкой Н.В.,
При секретаре: Фатеевой И.А.,
Рассмотрела в судебном заседании дело по частной жалобе И. на определение Псковского городского суда Псковской области от 18 марта 2014 года, которым постановлено: Заявление И. о признании незаконным решения Управления по учёту и распределению жилой площади Администрации г. Пскова о невнесении в Списки граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании внести в Список с даты постановки на учет в качестве нуждающихся, оставить без рассмотрения.
Разъяснить заявителю право на обращение в суд в порядке искового производства.
Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения И. и его представителя Н., представителя ГУ МЧС России по Псковской области - Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И. в порядке гл. 25 ГПК РФ обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления по учёту и распределению жилой площади Администрации г. Пскова (далее по тексту - Управление), связанных с невнесением его в Списки граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в порядке, утвержденном Постановлением Администрации Псковской области N418 от 21.10.2011 года, и обязании внести в Список с даты постановки на учет в качестве нуждающихся (декабрь 2004 года).
В обоснование заявленных требований указывалось, что он ( И.) является лицом, уволенным из Государственной противопожарной службы МЧС России по достижении предельного возраста, имеющим общую продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет. Поскольку с 2004 года заявитель состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, он обратился в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова с заявлением о внесении его и совместно проживающих с ним членов семьи в Списки граждан, признанных нуждающихся в жилых помещениях на территории города Пскова на основании п. 2.1. Порядка обеспечения граждан жилыми помещениями", утвержденного Постановлением Администрации Псковской области N418 от 21.10.2011 года, которым регулируется порядок жилищного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих".
Однако (дд.мм.гг.) 2013 года письмом за подписью начальника Управления ему было предложено для рассмотрения вопроса о реализации его жилищных прав обратиться в Главное Управление МЧС России по Псковской области в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Полагая, что отказ Управления в рассмотрении его заявления является незаконным и нарушает его жилищные права, И. просил суд возложить на Управление обязанность внести его и совместно проживающих с ним членов его семьи в Списки граждан, исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях - с декабря 2004 года.
Представитель заинтересованного лица - Администрации города Пскова и Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова - С. и представитель ГУ МЧС России по Псковской области - Б. возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что жилищное обеспечение И. возможно лишь в общем порядке, поскольку в 2005 году он был обеспечен жильем по месту службы, после рождения третьего ребенка повторно по вопросу постановки на учет по месту службы не обращался, на момент увольнения не заявлял о нуждаемости в обеспечении жильем.
Судом постановлено указанное определение, при вынесении которого суд исходил из того, что в данном случае имеет место спор о праве на обеспечение И. жилым помещением с учетом членов его семьи в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
В частной жалобе И. ставит вопрос об отмене указанного определения в связи с неправильным применением норм процессуального права.
По мнению апеллятора, его право на обеспечение жильем как бывшего сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России никем не оспаривается, а имеет место публично-правовой спор о порядке его предоставления.
В подтверждение своей позиции И. ссылается на п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" и указывает, что им не заявлялись требования материального характера о немедленном обеспечении его жильем либо о праве собственности на конкретное жилое помещение; судебной проверки требовала лишь законность решения Управления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции И. и его представитель Н. доводы частной жалобы поддержали; представитель заинтересованного лица - ГУ МЧС России по Псковской области - Б. выразила согласие с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела с учетом доводов, изложенных в частной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом определения.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что указанным решением нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. При этом обязанность доказать законность своих действий возлагается на орган или должностное лицо, действия которого обжалуются, гражданин должен подтвердить лишь факт нарушения своих прав (ч.1 ст.249 ГПК РФ).
Отличительной особенностью дел, вытекающих из публичных правоотношений, является отсутствие спора о каком-либо субъективном праве, подведомственном суду.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, И. действительно не заявлял требований материального характера, а просил проверить законность действий Управления, фактически отказавшем ему во включении в Список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в порядке, утвержденном Постановлением Администрации Псковской области от 21.10.2011 N418 "Об утверждении Порядка обеспечения граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" на территории Псковской области".
Указанным порядком предусматривается формирование органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области списков граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях на территории муниципального образования из числа граждан, указанных в п. 1.1 настоящего Порядка (к которым относится заявитель), в хронологической последовательности исходя из времени их постановки на учет, и передачу этих списков в Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, который, в свою очередь, формирует сводный список, а также осуществляет планирование и распределение субвенций на текущий год, расчет размера средств исходя из очередности включения граждан с соблюдением хронологической последовательности в сводный список граждан.
Таким образом, конечной целью обращения И. в суд являлось обеспечение его жилым помещением с учетом даты постановки его органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (декабрь 2004 года).
Между тем, вопреки доводам частной жалобы, из объяснений представителей заинтересованных лиц в судебном заседании следует, что ими оспаривается сохранение за И. права состоять на очереди нуждающихся в получении жилья с 2004 года, и, тем самым, его право на обеспечение жильем в испрашиваемом им порядке, поскольку, реализовав в 2005 году свое право на получение жилья по месту службы, заявитель перестал быть нуждающимся в жилых помещениях.
Указанные обстоятельства безусловно свидетельствуют о том, что, несмотря на публично-правовой характер заявленных И. требований, в суде первой инстанции возник спор о праве.
Поскольку положения ч.3 ст.247 ГПК РФ не допускают возможности рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений, при наличии спора о праве, суд первой инстанции с учетом аналогии закона пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для оставления поданного И. заявления без рассмотрения.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Псковского городского суда Псковской области от 18 марта 2014 года оставить без изменения, а частную жалобу И. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.А.Ельчанинова
Судьи О.Л.Ениславская
Н.В.Яроцкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.