Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Левковой Г.И., Споршевой С.В.,
при секретаре Захаровой Д. Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Мирошкина Ю.Н. на решение Советского районного суда г. Рязани от 13 февраля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований
Мирошкина Ю.Н. к УМВД России по Рязанской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., объяснения Мирошкина Ю.Н., его представителя Скочиловой В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителя УМВД России по Рязанской области по доверенности Суриной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мирошкин Ю.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по Рязанской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет.
В обоснование требований указал, что после службы в Вооруженных Силах СССР (с 28.10.1980 года по 04.12.1982 год) был принят на службу в органы внутренних дел Рязанского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов, где непрерывно проходил службу в период с 05.01.1983 года по 01.07.1987 года. В связи с избранием на должность председателя исполнительного комитета Кафтейского сельского Совета народных депутатов Ермишинского района Рязанской области, был уволен из органов внутренних дел. На момент его увольнения со службы, общая выслуга лет в календарном исчислении составила 6 лет 7 месяцев 2 дня. В последующем, он непрерывно переизбирался и назначался на ту же должность, которая неоднократно меняла свое наименование, но была и рассматривалась, как выборная. С 26.10.2000 года занимаемая им должность стала называться Глава администрации Кафтейского сельского округа Ермишинского района Рязанской области. В связи с ликвидацией администрации Кафтейского сельского округа Ермишинского района Рязанской области он был уволен с данной должности 30.12.2005 года.
В феврале 2013 года он обратился в УМВД России по Рязанской области с заявлением, в котором просил засчитать ему вышеуказанный период с 01.07.1987 года по 30.12.2005 года в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на пенсию по выслуге лет.
Письмом от 14.03.2013 года ответчик отказал в удовлетворении его заявления со ссылкой на положения п.1 Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".
Считает, что отказ ответчика сделан без учета ч.3 ст.20.1 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года, ч.3 ст. 28.2 Закона РФ от 18.04.1991 года N 12026-1 "О милиции", в соответствии с которыми, период осуществления полномочий главы местной администрации засчитывается сотруднику органов внутренних дел в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на назначении пенсии за выслугу лет, а также умаляет его права на назначение пенсии за выслугу лет.
Просил суд признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет, обязать УМВД России по Рязанской области засчитать ему в календарном исчислении период службы в Вооруженных Силах СССР с 28.10.1980 года по 04.12.1982 года, период службы в органах внутренних дел с 05.01.1983 года по 01.07.1987 года и период работы в органах местного самоуправления с 01.07.1987 года по 30.12.2005 года в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.
По решению суда Мирошкину Ю. Н. отказано в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Мирошкин Ю. Н. просит решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме. При этом, ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении и неправильное применение судом норм материального права, регулирующих правоотношения сторон.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, и установлено судом, что Мирошкин Ю.Н., 1962 года рождения, после службы в рядах вооруженных сил СССР (с 28.10.1980 года по 04.12.1982 года), с 05.01.1983 года был принят на службу в органы внутренних дел, которую проходил до 01.07.1987 года.
Общая выслуга лет Мирошкина Ю.Н. в календарном исчислении на 01.07.1987 года составила 6 лет 7 месяцев 2 дня, из которых: период службы в Советской Армии - 2 года 1 месяц 06 дней, период службы в органах внутренних дел на момент увольнения - 4 года 5 месяцев 26 дней.
01.07.1987 года Мирошкин Ю.Н. был избран председателем исполкома Кафтейского сельского округа народных депутатов.
Увольнение Мирошкина Ю.Н. из органов внутренних дел было произведено в связи с переходом на выборную работу в другую организацию.
26.12.1991 года, в связи с реорганизацией исполкома Кафтейского сельского совета в администрацию Кафтейского сельского Совета на основании Постановления Верховного совета РСФСР от 06.07.1991 года N 1551-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", Мирошкин Ю.Н. был назначен на должность главы администрации Кафтейского сельского округа.
13.01.1997 года Мирошкин Ю.Н. освобожден от названной должности, и в тот же день назначен на должность главы Кафтейской сельской администрации.
26.10.2000 года истец переведен на должность главы администрации Кафтейского сельского округа.
30.12.2005 года Мирошкин Ю.Н. был уволен с занимаемой должности по п.1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией администрации Кафтейского сельского округа.
На службу в органы внутренних дел Мирошкин Ю.Н. больше не возвращался и не устраивался.
14.02.2013 года Мирошкин Ю.Н. обратился в УМВД России по Рязанской области с заявлением о зачете в календарном исчислении в период его службы в органах внутренних дел периода службы в органах внутренних дел с 05.01.1983 года по 01.07.1987 года, а также работы в органах местного самоуправления с 01.07.1987 года по 30.12.2005 года, как дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, на что 14.03.2013 года получил письменный отказ.
Проанализировав нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности отказа ответчика в зачете в календарном исчислении в специальный стаж период службы истца в органах внутренних дел с 05.01.1983 года по 01.07.1987 года и работы в органах местного самоуправления с 01.07.1987 года по 30.12.2005 года, как дающих право на назначение пенсии за выслугу лет.
При этом, суд исходил из следующего.
На дату увольнения Митрошкина Ю. Н. из органов внутренних дел и назначения на должность председателя исполкома Кафтейского сельского округа народных депутатов, а в последующем - переизбранием на должность главы администрации Кафтейского сельского округа, вопросы прохождения службы в органах внутренних дел регулировались Положением "О Советской милиции", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 08 июня 1973 года N 385.
При этом, в п. 3 Постановления Совмина СССР от 23.10.1973 г. N 778 установлено, что лицам рядового и начальствующего состава, уволенным из кадров Министерства внутренних дел СССР вследствие избрания их как депутатов на выборные должности в органах Советов депутатов трудящихся, и возвратившимся на службу после окончания полномочий по выборной должности, время их работы в органах Советов депутатов трудящихся засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, для установления окладов денежного содержания и назначения пенсии. Право на получение пожизненной пенсии за выслугу лет лица рядового и начальствующего состава получали при наличии у них 25 лет и более выслуги в органах внутренних дел, Вооруженных Силах СССР и органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР (п. 62 "Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел").
Согласно Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих внутренних войск МВД СССР, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей, утвержденной Приказом МВД СССР от 03.01.1991 N 8 "О пенсионном обеспечении военнослужащих МВД СССР, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей" нахождение на выборной должности в органах местного самоуправления не включено в перечень периодов, подлежащих включению в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Указанная гарантия введена Федеральным законом от 26.07.2001 г. N 104-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О милиции", вступившим в силу с 31 июля 2001 года. Впоследствии Закон дополнен статьей 28.2 следующего содержания: Сотрудники милиции, избранные (назначенные) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранные депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований, на период осуществления указанных полномочий приостанавливают службу в органах внутренних дел либо увольняются со службы в органах внутренних дел по собственному желанию. После прекращения указанных полномочий сотрудникам милиции по их желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо с их согласия иному месту службы.
Период осуществления указанных полномочий сотрудникам милиции засчитывается в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
Исходя из того, что вышеназванные положения Закона определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников милиции, и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий только сотрудникам милиции и не применимы при назначении пенсии за выслугу лет лицам, не являющимся сотрудниками органов внутренних дел, суд пришел к правильному выводу об отсутствии такого права у истца.
Как правильно указал суд в решении, истец Мирошкин Ю.Н. сотрудником милиции не является, в связи с чем, на него, с учетом установленного ст. 4 Гражданского кодекса РФ порядка действия гражданского законодательства во времени, вышеуказанные нормы не распространяются.
Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьи 5 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", при достижении установленной законом выслуги.
Выслуга лет является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
В настоящее время пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, производится на основании специального закона - Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с подпунктом "а" статьи 13 (право на пенсию за выслугу лет имеют лица, выслуга которых на день увольнения со службы в органах внутренних дел составляет 20 лет и более) засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды.
Однако, вышеуказанная статья, как и ранее действовавшее законодательство в области исчисления пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, не предусматривает включение в стаж для назначения пенсии периода нахождения на должности главы муниципального образования.
Анализируя ранее действовавшее законодательство в области исчисления пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел (Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 23.10.1973 N 778, Инструкцию об организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих внутренних войск МВД СССР, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей, утвержденной Приказом МВД СССР от 03.01.1991 N 8 "О пенсионном обеспечении военнослужащих МВД СССР, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей"), суд пришел к верному выводу о том, что нахождение на выборной должности в органах местного самоуправления в перечень периодов, подлежащих учету для назначения пенсии за выслугу лет, не включали.
Таким образом, вышеуказанными нормами, действовавшими на момент назначения Мирошкина Ю.Н. главой сельской администрации, 26.12.1991 года, такой гарантии, как включение в стаж для назначения пенсии за выслугу лет времени замещения должности главы муниципального образования, не предусматривалось, и Мирошкин Ю.Н. не вправе был рассчитывать на то, что время исполнения им обязанностей на указанной должности, в случае его возражения на службу в органы внутренних дел, так же будет включено ему в стаж для назначения пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел РФ.
Период же службы Мирошкина Ю.Н. в органах внутренних дел и в рядах Советский армии, даже суммированный с периодом нахождения в должности депутата сельского Совета народных депутатов - председателя сельского Совета народных депутатов, с 01.07.1987 года по 26.12.1991 года, то есть 10 лет 1 месяц 27 дней, являлся и является в настоящее время, не достаточным для назначения пенсии за выслугу
лет.
Утверждение истца о неприменении судом к возникшим правоотношениям ст. 28.2 Закона РФ от 18.04.1991 года N 1026-1 "О милиции" (утратил силу с 1 марта 2011 года), является неправомерной.
Так, указанная норма, гарантировавшая сотрудникам милиции, избранным (назначенным) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранным депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований, приостановивших на указанный период службу в органах внутренних дел либо уволенных по собственному желанию, зачет выслуги лет в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающим право на пенсию за выслугу лет, была ведена лишь Федеральным законом от 26.07.2001 г. N 104-ФЗ.
При этом, должностями глав местной администрации, данный список был дополнен только Федеральным законом от 22.07.2010 года N 156. Более того, вышеназванные нормы определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников милиции, и предусматривает возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам милиции. Однако, указанные нормы не применимы при назначении пенсии за выслугу лет лицам, не являющимися сотрудниками органов внутренних дел.
Как правильно указал суд, главой местной администрации, согласно представленным документам, Мирошкин Ю.Н. являлся до 31.12.2005 года, то есть, до введения вышеуказанных положений в действие, до обращения с требованиями в суд сотрудником милиции не являлся и не является, в связи с чем, оснований для применения к возникшим правоотношениям данных норм права, не имеется.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в части включения в специальный стаж в календарном исчислении заявленных истцом периодов в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на назначение пенсии за выслугу лет, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут повлечь отмену решения суда.
Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Рязани 13 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Мирошкина Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.