Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Левковой Г.И., Споршевой С.В.,
при секретаре Сидорове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 13 марта 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Рязани в интересах
Любимова А.А. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области об обязании обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год - удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области обеспечить
Любимова А.А. и сопровождающее его лицо
Кадыкова И.А. путевками на санаторно-курортное лечение за 2013 год согласно рекомендованному профилю лечения за счет средств федерального бюджета.
Установить Министерству социальной защиты населения Рязанской области срок для совершения указанных действий - 45 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., объяснения Любимова А. А., Кадыкова И. А., прокурора Ачимова А. В., возразивших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Рязани обратился в суд с иском в интересах Любимова А. А. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области об обязании обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
В обоснование иска указано, что Любимов А.А., являясь инвалидом 2 группы, имеет медицинские показания к санаторно-курортному лечению, и на основании Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 г. "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, в состав набора включено, в том числе, и обеспечение санаторно-курортным лечением за счет средств федерального бюджета.
Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 16 июля 2013 года ответчик был обязан предоставить истцу и сопровождающему его лицу Кадыкову И.А. путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год. Данное решение исполнено в декабре 2013 года. В приеме заявлений на предоставление путевок за 2013 год ответчиком отказано по тем основаниям, что истец и сопровождающее его лицо были обеспечены путевками за счет ассигнований федерального бюджета на 2013 год.
Просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области предоставить Любимову А.А. и сопровождающему его лицу Кадыкову И.А. путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год согласно рекомендованному профилю лечения по медицинскому заключению; установить ответчику срок для совершения указанных действий - 45 календарных дней с момента вступления решения в законную силу.
По решению суда исковые требования прокурора Октябрьского района г. Рязани удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что действующим законодательством ежегодное обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение не предусмотрено. Считает, что п.2 ст.6.3 ФЗ от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливает период предоставления гражданам социальных услуг - календарный год, но не регулирует периодичность предоставления санаторно-курортного лечения. Указывает, что обеспечение истца путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год в 2014 году приведет к нецелевому использованию средств федерального бюджета. Полагает, что если решение суда об обязании министерства выдать санаторно-курортную путевку истцу будет исполнено вне очереди, выдача путевки будет осуществляться в ущерб другим гражданам, ожидающим получения путевки согласно своей очереди, что влечет нарушение пункта 3 ст.17 Конституции РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Октябрьского района г. Рязани просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Судебная коллегия на основании ст.ст.327, 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Постановлением Правительства Рязанской области от 31.12.2009 N 384 "О предоставлении отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 26.07.2012 N 205) утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Рязанской области, санаторно-курортного лечения
В соответствии с настоящим Порядком путевками на санаторно-курортное лечение обеспечиваются граждане, имеющие место жительства в Рязанской области, из числа лиц, указанных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон), а также приравненных законодательством Российской Федерации в части предоставления мер социальной поддержки к гражданам, указанным в статье 6.1 Федерального закона, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний (далее - граждане).
Граждане, имеющие I группу инвалидности, дети-инвалиды, а также граждане, признанные в установленном порядке до 1 января 2010 г. инвалидами II и III групп с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг по I группе инвалидности до очередного переосвидетельствования, имеют право на получение второй санаторно-курортной путевки для сопровождающего их лица (пункт 2).
Судом первой инстанции бесспорно установлено, и следует из материалов дела, что Любимов А.А. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности, бессрочно.
Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 16 июля 2013 года на Министерство социальной защиты населения Рязанской области возложена обязанность по обеспечению Любимова А.А. и сопровождающее его лицо Кадыкова И.А. путевками на санаторно-курортное лечение за 2012 год согласно рекомендованному профилю лечения по медицинскому заключению в течение 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 09 октября 2013 года.
Во исполнение решения суда Любимову А.А. и сопровождающему его лицу ответчиком были предоставлены санаторно - курортные путевки на период с 16.12.2013 г. по 02.01.2014 г. за 2012 год в ООО "Санаторий Прометей" за счет ассигнований федерального бюджета за 2013 год.
Обращение Любимова А.А. в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении ему и сопровождающему его лицу, санаторно-курортных путевок за 2013 год, осталось без удовлетворения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно исходил из того, что Любимов А.И. и сопровождающее его лицо - Кадыков И.А. своевременно обратились к ответчику с соответствующими заявлениями, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, истцу Любимову А.А. не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Довод апелляционной жалобы о том, действующим законодательством ежегодное обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение не предусмотрено, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Утверждение жалобы о том, что обеспечение истца путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год в 2014 году приведет к нецелевому использованию средств федерального бюджета не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции в связи с тем, что ответчик не может быть освобожден от исполнения обязанностей по обеспечению истца путевкой на санаторно-курортное лечение, в том числе, и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае обязания Министерства выдать санаторно-курортную путевку Любимову А.А. вне очереди, выдача путевки будет осуществляться в ущерб другим гражданам, ожидающим получения путевки согласно своей очереди, является несостоятельным в связи с тем, что очередность предоставления данной меры социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрена, срок, в течение которого такая путевка должна быть предоставлена обратившемуся за ней лицу, законом установлен, истец обратился с соответствующим заявлением в 2013 году, однако данная обязанность ответчиком исполнена не была.
Судебная коллегия полагает, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 13 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.