Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев жалобу руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Самарской области Шекунова А.А. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Самарской области Шекунова А.А. N N от ДД.ММ.ГГГГ отменено, жалоба Хохловой И.С. на указанное постановление удовлетворена,
УСТАНОВИЛ
Постановлением руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Шекунова А.А. N N от ДД.ММ.ГГГГ Хохлова И.С. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей на том основании, что ДД.ММ.ГГГГ в 10.10 часов в ходе патрулирования территории лесного фонда было установлено, что Хохлова И.с. на лесном участке, имеющем местоположение: "адрес" допустила засорение леса порубочными остатками, сухими ветками и листвой, являющимися горючими материалами, а также загрязнение лесного участка промышленными и бытовыми отходами (отходами производства и потребления), а именно: на участке находятся использованные мешки из-под цемента, пустые пластиковые канистры, оцинкованные листы железа с остатками цементного раствора, чем нарушены требования п.п. "е" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 414, п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417.
Красноглинским районным судом г. Самары ДД.ММ.ГГГГ постановлено вышеуказанное решение.
Руководитель управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Самарской области Шекунов А.А. не согласился с вынесенным судом решением, просит признать его незаконным и отменить, оставив в силе постановление административного органа, в обоснование своих доводов ссылается на грубые нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом при рассмотрении дела.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Ваганова В.А. в поддержание доводов жалобы, возражения Хохловой И.С. и адвоката Коган В.Е., считаю жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 58 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Подпунктом "е" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 414, установлено, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Пункт 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417, запрещает засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, нарушение правил санитарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей.
Объективная сторона правонарушения может выражаться в засорении леса, т.е. размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан и т.п., поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод, т.е. привнесении, выпуске, сливании и т.п. их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, т.е. устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, т.е. размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба. Субъектами правонарушения могут быть гражданин, должностное лицо, а также юридическое лицо.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса, в частности, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
В нарушение указанных требований закона, судом первой инстанции в обжалуемом решении не приведены фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения, а также имеющиеся в деле доказательства, которым и надлежало дать оценку суду первой инстанции на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях привлекаемого к ответственности лица состава вмененного административного правонарушения ничем не мотивированы, сделаны судом без исследования материалов дела, обстоятельства которого исходя из содержания оспариваемого решения суда, и вовсе не были установлены при рассмотрении жалобы.
Кроме того, судом первой инстанции ошибочно установлено, что по настоящему делу истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности, поскольку согласно ч. 1 указанной статьи постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, то есть по ч. 1 ст. 8.31 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ данный срок составляет 1 год с момента совершения либо обнаружения административного правонарушения и истекает не ранее ДД.ММ.ГГГГ года.
В нарушение ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судьей первой инстанции не в полном объеме были проверены доводы жалобы относительно наличия нарушений при осуществлении административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности: не было принято во внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ, в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса; не была дана надлежащая оценка обстоятельствам извещения привлекаемого к ответственности лица о составлении протокола об административном правонарушении и постановления административного органа по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Таким образом, ввиду допущенных грубых нарушений материального и процессуального права суд считает необходимым признать незаконными и отменить решение Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Хохловой И.С. с направлением дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду следует учесть все вышеизложенное и принять решение в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым отменено постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Самарской области Шекунова А.А. N N от ДД.ММ.ГГГГ - отменить, направить материалы дела в Красноглинский районный суд г. Самары на новое рассмотрение в ином составе суда.
Жалобу руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Самарской области Шекунова А.А. - удовлетворить.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
Верно: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.