Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Желтышевой А.И.
судей: Печниковой Е.Р., Пискуновой М.В.
при секретаре Салихове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Прудченко В.В., Федоровой И.В. на решение Волжского районного суда Самарской области от 21 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Прудченко В.В., Федоровой И.В. к ОАО "Славянка" о понуждении к совершению действий отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Печниковой Е.Р., объяснения Федоровой И.В., действующей в своих интересах и как представитель Прудченко В.В., возражения представителя ОАО "Славянка" - Тимофеева С.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прудченко В.В., Федорова И.В. обратились в суд с иском, в котором просили понудить ОАО "Славянка" установить в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", коллективные общедомовые приборы учета.
Требования мотивированы тем, что ОАО "Славянка" взимает плату за оказанные коммунальные услуги исключительно по нормативу потребления, исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении человек, в то время как согласно государственному контракту и договору на управление обязана установить и ввести в эксплуатацию коллективные общедомовые приборы учета используемых энергетических ресурсов. В настоящий момент учет поставленных коммунальных ресурсов отсутствует, так как ОАО "Славянка" умышленно не устанавливает приборы учета в целях взимания платежей по укрупненным расчетам.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Прудченков В.В., Федорова И.В. по доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней просят отменить, как необоснованное и незаконное; постановить новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Федорова И.В., действующая в своих интересах и как представитель Прудченко В.В., доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ОАО "Славянка" - Тимофеев С.О. в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительности причин не сообщили.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что Прудченко В.В., Федорова И.В. проживают в жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
В соответствии с Постановлением Администрации Волжского района Самарской области N N от 28.03.1996года "О включении в число служебной площади Чернореченской КЭЧ жилого фонда в п. Рощинский" (п.4), дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в число служебной жилой площади.
Здание жилого дома N N расположенное по адресу: "адрес", внесено в реестр федерального имущества; правообладателем дома указано ФГУ "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района".
ФГУ "Чернореченская КЭЧ района" реорганизовано в форме присоединения к ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
На основании Постановлении Правительства РФ от 29.12.2008г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению в том числе федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
20.07.2010г. между Министерством обороны РФ (государственный заказчик) от имени Российской Федерации и в целях обеспечения государственных нужд и ОАО "Славянка" (исполнитель) был заключен государственный контракт N N, согласно условиям которого государственный заказчик передает, а исполнитель принимает на эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно-жилищный фонд и сети водоснабжения военных городков Министерства обороны РФ.
Эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ включает в себя функционально и технологически связанные действия по санитарному содержанию, технической эксплуатации и текущему ремонту зданий (сооружений) казарменно-жилищного фонда, сетей водоснабжения военных городков, а также обеспечение обслуживаемых потребителей военных городков коммунальными услугами, как с использованием передаваемого в эксплуатацию коммунального комплекса, так и от сторонних ресурсоснабжающих организаций.
02.08.2010г. Министерство обороны РФ (заказчик) и ОАО "Славянка" (управляющая компания) заключили договор управления специализированным фондом военных городков Министерства обороны РФ N N. Цель настоящего договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков.
Жилой дом "адрес" включен в сводный перечень специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ, передаваемого в управление управляющей компании.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома коллективными общедомовыми приборами учета не может быть возложена на ответчика, являющегося управляющей компанией, а не собственником помещений в многоквартирном доме.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм, регулирующих спорные правоотношения.
Статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч.4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергоснабжения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случае проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В силу положений ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.
Во исполнение вышеуказанных норм, законодатель в ч.5 ст.13 Федерального закона N 261-ФЗ установил, что до 01 июля 2012г. многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В силу п.11 ст.2 Федерального закона N261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно ч.2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом обязуется по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что все текущие, неотложные, обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение собственников помещений в доме.
В соответствии с договором управления ответчик, как управляющая компания, взял на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, в том числе и многоквартирного дома N N.
Пунктом 3.1.1. договора управления предусмотрена обязанность управляющей компании осуществлять управление общим имуществом в соответствии с условиями Договора и действующего законодательства РФ, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме в силу статьи 39 ЖК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила).
В соответствии с ч.1 ст. 161 ЖК РФ и п.16 Правил, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу положений ч.2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность за выполнение всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 5, 6,7 Правил внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, электро, газоснабжения, включающие в себя коллективные (общедомовые) приборы учета, входят в состав общего имущества.
Согласно подпункту "ж" пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а подпунктами "и" и "к" пункта 11 приведенных Правил к содержанию общего имущества многоквартирного дома отнесено проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, а обязанность по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Соответственно, невыполнение указанных мероприятий по содержанию многоквартирного жилого дома, выразившееся в неустановлении приборов учета используемых энергетических ресурсов в установленные Законом об энергосбережении сроки, является нарушением закона.
Жилой дом N "адрес" находится в управлении у ОАО "Славянка", которое, являясь управляющей компанией, обеспечивает надлежащую эксплуатацию и содержание многоквартирного дома, содержание мест общего пользования, а также обеспечивает предоставление коммунальных услуг нанимателям помещений.
ОАО "Славянка", будучи лицом ответственным за содержание вышеуказанного многоквартирного дома, несет обязанность по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным текущим работам по содержанию жилого дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение собственников помещений в доме. На момент рассмотрения данного дела общедомовые приборы учета используемых энергетических ресурсов в указанном доме установлены не были. Доказательств обратного не представлено.
Как указано выше частью 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012г. многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В ч.9 ст.13 Федерального закона N261-ФЗ установлено, что с 01 июля 2010г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями этой же статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Условия установки, замены и эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов устанавливаются договором, в заключении которого указанные организации отказывать не вправе.
В ч.12 этой же статьи установлено, что вышеуказанные ресурсоснабжающие организации до 01 июля 2013года обязаны самостоятельно совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов многоквартирных домов, если они не были оснащены таковыми в установленный срок. После 01 июля 2013года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений требований об учете используемых энергетических ресурсов.
Содержание части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С даты вступления в силу Закона об энергоснабжении работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение собственника помещений.
Управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также их надлежащей эксплуатации входит в обязанности управляющей организации в силу взаимосвязанных положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества.
Таким образом, обеспечение установки вышеуказанных приборов учета используемых энергетических ресурсов входит в число обязанностей управляющей компании на основании заключенного договора управления, в связи с чем судом неправомерно было отказано в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 21 ноября 2013 года отменить.
Постановить новое решение, которым исковые требования Прудчено В.В., Федоровой И.В. удовлетворить.
Обязать ОАО "Славянка" установить в доме, расположенном по адресу: "адрес", коллективные общедомовые приборы учета используемых энергетических ресурсов.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.