Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" Ронзиной И.П. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
постановление заместителя начальника ОНД г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский Исаева Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" оставлено без изменения, а жалоба последнего - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя начальника ОНД г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский Исаева Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ N юридическое лицо - Государственное бюджетное учреждение Самарской области "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с привлечением к административной ответственности в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе директор ГБУ СО "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" Ронзина И.П. не согласна с состоявшимися по делу решениями ввиду их незаконности и необоснованности. Кроме того, полагает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав объяснения Ронзиной И.П. в поддержание доводов жалобы, изучив дополнительно представленные документа, полагаю, что решение суда является законным и обоснованным, но подлежащим изменению в части перечня выявленных нарушений.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Таким образом, СНиП 21-01-97 включены в систему технического регулирования, их применение обеспечивает соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ к объекту технического регулирования.
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица в допущении указанных в решении суда первой инстанции нарушений требований пожарной безопасности подтверждены протоколами об административном правонарушении NN N от ДД.ММ.ГГГГ года, постановлением по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ года, планом мероприятий по устранению недостатков, изложенных в предписании N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях ГБУ СО "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на 12.00 часов в помещениях и на территории ГБУ СО "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" по адресу: "адрес" при проведении внеплановой выездной проверки в соответствии с распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1) на дверях помещений здания склада продуктов отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7, 8 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", основание - п. 20 Правил противопожарного режима в РФ;
2) на дверях помещений складских зданий (помещения складов NN 1-7) отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7, 8 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", основание - п. 20 Правил противопожарного режима в РФ;
3) имеющиеся на балансе учреждения огнетушители расположены в помещениях зданий на высоте более 1,5 метра (касается всех огнетушителей), основание - п. 480 Правил противопожарного режима в РФ;
4) для отделки стен общих коридоров второго этажа здания администрации применены горючие материалы с более высокой пожарной опасностью (масляная краска), отсутствует сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности (здание администрации) основание - п. 6.25* СНиП 21-01-97*;
5)ширина лестничной площадки здания администрации - 0,78 м. (между 1 и 2 этажом) менее ширины лестничного марша - 1,17 м. (здание администрации), основание - п. 6315* СНиП 21-01-97*;
6) высота участка эвакуационного пути здания администрации составляет менее 2 м., высота от ступеней лестничного марша (лестничный марш ведущий с первого этажа к лестничной площадке между 1 и 1 этажом) до конструкции здания составляет 1,80 м., (здание администрации), основание - п. 6.27 СНиП 21-01-97*;
7) в здании прачечной высота выхода из помещения склада составляет менее 1,9 м, (по факту высота 1,8 м), основание - п. 6.16 СНиП 21-01-97*;
8) в здании (котельная, моечная) помещения раздевалки - тамбура (пристроенное помещение) не защищены автоматической пожарной сигнализацией, основание - п. 4 НПБ 110-03;9) в здании 2 корпуса (жилой корпус) высота дверного проема - выход в тамбур из лестничной клетки (вход в жилую часть корпуса с южной стороны здания) составляет менее 1,9 м. (по факту 1,83 м.) основание - п. 6.16 СНиП 21-01-97*;
10) в здании 2 корпуса (жилой корпус) ширина пути эвакуации (участок от холла 1 этажа до тамбура при входе в жилую часть корпуса с южной стороны здания) составляет менее 1,2 м. (по факту высота 1,18 м.), основание - п. 6.27 СНиП 21-01-97*;
11) в здании 2 корпуса (жилой корпус) ширина пути эвакуации (участок от холла 1 этажа до выхода на улицу с торца здания с южной стороны здания) составляет менее 1,2 м. (по факту высота 0,76 м.), основание - п. 6.27 СНиП 21-01-97*;
12) в здании 2 корпуса (жилой корпус) ширина пути эвакуации (выход из холла 1 этажа здания в коридор, ведущий к выходу с южной стороны здания) составляет менее 1,2 м. (по факту высота 0,84 м.), основание - п. 6.27 СНиП 21-01-97*;
13) в здании 2 корпуса (жилой корпус) ширина марша лестницы (с промежуточной площадки до 1 этажа здания) составляет 1,10 м., основание - п. 6.29 СНиП 21-01-97*;
14) в здании 2 корпуса (жилой корпус) ширина марша лестницы (со 2 этажа здания до промежуточной площадки) составляет 1,14 м., основание - п. 6.29 СНиП 21-01-97*;
15) в здании корпуса N в коридоре, ведущем к выходу из помещения кухни с южной стороны здания (часть здания - столовая), пространство между потолком и фальшпотолком (подвесной потолок) не защищено автоматической пожарной сигнализацией, расстояние от потолка дог фальшпотолка 0,48 м., основание - п. 12.20 НПБ 88-2001;
16) помещения здания склада продуктов не защищены автоматической пожарной сигнализацией, основание - п. 4 НПБ 110-03;
17) в здании корпуса N в помещении для хранения хлеба (часть здания - столовая), пространство между потолком и фальшпотолком (подвесной потолок) не защищено автоматической пожарной сигнализацией, расстояние от потолка до фальшпотолка 0,76 м., основание - п. 12.20 НПБ 88-2001;
18) в здании корпуса N ширина пути эвакуации выход для приема пищи в коридор ведущий к выходу на улицу с северной стороны здания составляет менее 1,2 м., (по факту высота 0,84 м), основание - п. 6.27 СНиП 21-01-97*;
19) в здании корпуса N ширина дверного проема - выход из помещения для приема пищи непосредственно на улицу составляет менее 1,2 м. (по факту ширина 0,90 м.), основание - п. 6.16 СНиП 21-01-97*;
20) помещения складских зданий (помещения складов 1-7) не защищены автоматической пожарной сигнализацией, основание - п. 4 НПБ 110-03;
21) в здании гаража прибор приемно-контрольной автоматической пожарной сигнализации размещен с нарушением требований НПБ 88-01, высота от уровня пола до оперативных органов управления прибора составляет более 1,5 м., основание - п. 12.52 НПБ 88-01;
22) в здании прачечной прибор приемно-контрольной автоматической пожарной сигнализации размещен с нарушением требований НПБ 88-01, основание - п. 12.52 НПБ 88-01.
При этом в отношении пунктов 4 и 22 нарушений административным органом и судом первой инстанции обоснованно сделаны выводы об отсутствии события административного правонарушения.
В отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные Правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
За период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время реконструкции и капительного ремонта, затрагивающего конструкции зданий, не производилось.
У административного органа и суда первой инстанции отсутствовали законные основания для привлечения ГБУ СО "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" к ответственности за нарушения, связанные с конструктивными недостатками зданий, введенных в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ годах (пункты 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 19 выявленных нарушений).
В связи с изложенным, указание на наличие вышеназванных нарушений подлежит исключению из решения суда первой инстанции и постановления административного органа.
Однако иные выявленные административным органом нарушения правил пожарной безопасности являются самостоятельными нарушениями, ответственность за которые несет администрация учреждения.
Установленные в ходе проверки нарушения, за исключением указанных выше, стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения администрацией учреждения своих служебных обязанностей. Факты частичного устранения выявленных нарушений до вынесения оспариваемого постановления свидетельствуют о том, что у ГБУ СО "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" имелась возможность выявления и устранения выявленных нарушений. Однако такие меры им своевременно приняты не были. Таким образом, виновное совершение административных правонарушения, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалами дела подтверждается.
В то же время, суд учитывает, что в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности могут либо способствовать развитию пожара, либо препятствовать его своевременному обнаружению. Нарушения требований пожарной безопасности допущены в здании с постоянным пребыванием людей.
Таким образом, доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения не могут быть приняты судом во внимание, как не соответствующие материалам дела и установленным обстоятельствам.
Судья апелляционной инстанции, обсуждая вопрос об административном наказании, отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, вправе снизить наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц, соответствующей административной санкцией.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указано: " ... впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа назначенного юридическим лицам за совершения административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 7.3, ч.1 ст. 9.1, ч.1 ст. 14.43, ч.2 ст. 15.19, частями 2 и 5 ст. 15.23.1 и ст. 19.7.3 КоАП РФ, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица".
Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины ГБУ СО "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)", его имущественное и финансовое положение, учитывая, что назначенный штраф в размере "данные изъяты" рублей не соразмерен установленным судом обстоятельствам и приведет к ограничению прав ГБУ СО "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)", полагаю возможным снизить размер ранее назначенного административного штрафа до "данные изъяты" рублей.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых по делу постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление заместителя начальника ОНД г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский Исаева Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" - изменить:
исключить из постановления административного органа и решения суда указание на нарушения ГБУ СО "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" требований пожарной безопасности, указанные в пунктах 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 19 постановления от ДД.ММ.ГГГГ года;
снизить размер назначенного административного штрафа до "данные изъяты".
В остальной части вынесенные по делу постановление административного органа и решение суда оставить без изменения.
Жалобу директора Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Бахиловский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" Ронзиной И.П. - удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
Верно: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.