Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н., (докладчик),
судей Сивохина Д.А., Самариной Е.Г.,
при секретаре Салихове Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Воронкиной С.В. и Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 19 февраля 2014 года, с участием Инжеваткиной Е.М. (представителя Воронкиной С.В.),
УСТАНОВИЛА:
Воронкина С. В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа власти, ссыпаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее Министерство) с заявлением N о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1256 кв.м., под садоводство с приложенными необходимыми документами.
Уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Решением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обязано направить в Департамент строительства и архитектуры г. о. Самары обращение об утверждении схемы расположения земельного участка и по получении ответа принять решение по заявлению.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подготовил распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ. "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес" для садоводства".
27.09.2013г. земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ министерство приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка в связи с наличием на земельном участке зелёных насаждений.
Уточнив свои требования, Воронкина С. В. просила признать незаконным уведомление, выданное Министерством имущественных отношений Самарской области за N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка кадастровый номер N (земли населенных пунктов) расположенного по адресу: "адрес", площадью 1256 кв.м., с разрешенным использованием под садоводство; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить ей бесплатно в собственность земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером N,
расположенный по адресу: "адрес", площадью 1256 кв.м., с разрешенным использованием: под садоводство.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 19 февраля 2014 года требования Воронкиной С.В. удовлетворены частично. Решение Министерства имущественных отношений Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: "адрес", площадью 1256 кв.м., с разрешенным использованием под садоводство признано незаконным. Министерство обязано возобновить рассмотрение по существу заявление Воронкиной С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка. При этом суд исходил из того, что отказ Министерства не основан на законе. Вместе с тем, суд не нашел оснований для возложения обязанности по предоставлению земельного участка, поскольку судом проверялись лишь основания отказа, указанные в уведомлении.
В апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку на испрашиваемом заявителем участке имеются зеленые насаждения, что является препятствием для предоставления земельного участка. Кроме того, после завершения работы по заявлению Воронкиной С.В. и принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, документы возвращены заявителю. Законом не предусмотрено возобновление работы по заявлению после вынесения решения об отказе и возврата документов.
В апелляционной жалобе Воронкиной С.В. ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности по предоставлению земельного участка в собственность. Полагает, что права заявителя решением суда не восстановлены, поскольку Министерство имеет возможность вновь отказывать в предоставлении земельного участка по надуманным основаниям. Ранее Министерством уже выносилось незаконное решение об отказе в предоставлении земельного участка.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального закона.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Порядка, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в министерство и прилагают определенный перечень документов.
В соответствии с п. 2.3. вышеуказанного Порядка Министерство имущественных отношений Самарской области обязано не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в п.п.2.1. и 2.2. Порядка, провести их проверку на соответствие установленным требованиям, и в случае несоответствия вернуть заявление о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
В судебном заседании установлено, что Воронкина С. В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1256 кв.м., с целью предоставления под садоводство с приложенными необходимыми документами.
Распоряжением N от ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу "адрес", площадью 1256 кв.м. для садоводства.
Из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат в программу ГИС ИнГЕО к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий не относится.
Из сообщения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж2 и может быть использован под садоводство, данный земельный участок не относится к территории общего пользования, красных линий на участке нет.
Между тем, уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Воронкиной С. В. в предоставлении в собственность испрашиваемого заявителем земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью1256 кв.м., с целью предоставления под садоводство в связи с тем, что комиссией по проведению осмотра испрашиваемого в собственность земельного участка установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения (одно дерево и кустарники), ссылаясь на акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., составленного ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости". Документы возвращены заявителю.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд пришел к правильному выводу о незаконности решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование правовой позиции по делу Министерство ссылается на Правила благоустройства территории городского округа Самара, утвержденные Постановлением Главы г.о. N404 от 10.06.2008, которые устанавливают запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения, и обязывают землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, при использовании земельных участков обеспечивать сохранность зеленых насаждений (п.п.7,10 главы 27 Правил).
В силу п.2 гл.2 указанных Правил под зелеными насаждениями понимается древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (цветочно-декоративные растения и газоны) на территории городского округа, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции.
Таким образом, не всякая древесная, кустарниковая и травянистая растительность является зелеными насаждениями.
Судом обоснованно принято во внимание, что Министерство имущественных отношений Самарской области в процессе обработки документов не направляло запросы в уполномоченные органы. Не определялись порода деревьев, их количество. В деле отсутствует заключение на предмет отнесения деревьев и кустарников к зеленому фонду.
Имеющиеся в материалах дела заключения компетентных органов показывают, что в ходе визуальных осмотров испрашиваемого земельного участка в пределах его границ, деревья и кустарники не обнаружены.
Довод апелляционной жалобы Министерства о запрете уничтожения зеленых насаждений не может быть приняты во внимание, поскольку доказательств обоснованности вывода о наличии на земельном участке зеленых насаждений голословен, одним лишь актом осмотра от 04.07.2012г., без наличия соответствующего заключения компетентного органа или специалиста, подтвержден быть не может.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Сведений о том, что земельный участков не свободен от прав третьих лиц, заявитель имеет в собственности земельные участки с определенными видами разрешенного использования, Министерством не установлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о незаконности решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка.
Как указал Верховный Суд РФ в п. 28 постановления Пленума от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права, судом необоснованно оставлено без внимания, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Самары от 11 февраля 2013г. уже признавался незаконным отказ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ вынесенный на основании все того же акта осмотра земельного участка. Заявление Воронковой С.В. неоднократно рассмотрено Министерством по существу. Законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка, как в первый раз, так и во второй раз, не установлено. Неоднократно вынося незаконные решения об отказе в предоставлении земельного участка, Министерство с очевидностью нарушает права заявителя на получение в собственность бесплатно земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 9 Закона Самарской области "О Земле" от 11.03.2005 N 94-ГД. Как установлено выше, земельный участок поставлен на кадастровый учет 27.09.2013г.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Установленные законом сроки на принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка истекли. Законные основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителя, предусмотренные, в том числе Законом Самарской области "О земле", не установлены.
Таким образ, суду следовало обязать Министерство принять решение о предоставлении заявителю земельного участка.
В связи с чем, решение суда подлежит изменению с возложением на Министерство обязанности по предоставлению заявителю бесплатно в собственность названного выше земельного участка. Судебная коллегия приходит к выводу о возможном предоставлении Министерству срока на принятие решения о предоставлении земельного участка - 2 недели после предоставления заявителем незаконно возвращенных в его адрес Министерством документов.
Ссылка Министерства на то, что после принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка и возврата документов заявителю, не возможно возобновление работы по заявлению, несостоятельна, основана на неправильном толковании закона и основополагающих принципов судебной защиты.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 19 февраля 2014 года изменить, изложив его в следующей редакции:
"Заявление Воронкиной С.В. удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: "адрес", площадью 1256 кв.м., с разрешенным использованием под садоводство - незаконным.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области вынести решение о предоставлении Воронкиной С.В. бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером N (земли населенных пунктов) расположенного по адресу: "адрес", площадью 1256 кв.м., с разрешенным использованием под садоводство в течение двух недель после предоставления заявителем возвращенных в его адрес документов по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. N".
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.