Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев административное дело по жалобе адвоката Иванова Я.В. в защиту интересов Жихаревой ЛВ на решение Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
постановление начальника таможенного поста Аэропорт Самара Самарской таможни Тимощенкова А.А. N от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ, в отношении Жихаревой Л.В. оставлено без изменения, а жалоба защитника Иванова Я.В. без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника таможенного поста Аэропорт Самара Самарской таможни Тимощенкова А.А. N от ДД.ММ.ГГГГ Жихарева Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, выразившегося в перемещении "зеленым коридором" в терминале вылета МАК без декларирования валюты в размере "данные изъяты", с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление административного органа оставлено без изменения.
В своей адвокат Иванов Я.В. в защиту интересов Жихаревой Л.В. считает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что суд дал неправильную оценку обстоятельствам, установленным в рамках дела об административном правонарушении. Также просит отменить решение суда, а производство по делу прекратить, ссылаясь на наличие признаков малозначительности в действиях привлекаемого к ответственности лица.
Выслушав представителя административного органа Булгакова А.Н., защитника Жихаревой Л.В. - адвоката Иванова Я.В., изучив материалы административного дела, считаю доводы жалобы не обоснованными, но подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Как следует из ст. 16.4 КоАП РФ, недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения. А в соответствии с примечанием 1 к настоящей статье, незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.
Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок перемещения через таможенную границу иностранной валюты и валюты Российской Федерации.
Порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и с Законом о таможенном регулировании (ст. 4 указанного Закона).
В соответствии со ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежит валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза. Такие случаи установлены Договором "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" (решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от ДД.ММ.ГГГГ N 51).
Объективную сторону данного правонарушения составляют недекларирование либо недостоверное декларирование подлежащих обязательному письменному декларированию иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с указанным Договором ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке: при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме; при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации. Аналогичный ("зеркальный") порядок установлен Договором в отношении вывоза денежных средств и денежных инструментов. Неподача декларации в нарушение указанного порядка либо подача декларации, содержащей недостоверные сведения влечет привлечение лица к ответственности по данной статье.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При производстве по делу об административном правонарушении установлено и не оспаривается в жалобе, что Жихарева Л.В. ДД.ММ.ГГГГ в 14.50 часов на рейсе " "данные изъяты"" в нарушение п.п. 4 п. 1 ст. 4 ТКТС, п.п. 5 п. 2 ст. 355 ТК ТС, Договора "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза", переместила "зеленым коридором" в терминале вылета МАК валюту, а именно: "данные изъяты", поскольку пересекла границу "зеленого коридора", тем самым уклонившись от обязанности декларирования перемещаемых денежных средств.
В данном случае факт совершения Жихаревой Л.В. вменяемого ей административного правонарушения, ее вина подтверждаются протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом изъятия вещей и документов от того же числа, письменными объяснениями Жихаревой Л.В., Т, Ш, З, В и С, другими материалами дела.
Таким образом, административным органом и судом сделан правильный вывод о наличии в действиях Жихаревой Л.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ.
Ссылки в жалобе на то, что Жихарева Л.В. обратилась к сотруднику таможни с целью получения помощи в заполнении требуемой законом таможенной декларации являются необоснованными, противоречат материалам дела и установленным обстоятельствам, поскольку Жихарева неоднократно пересекала таможенную границу, в связи с чем должна знать порядок прохождения процедуры таможенного контроля, однако несмотря на это, а также на наличие соответствующих оповещающих знаков в терминале перед "коридорами", выбрала для прохождения таможенного контроля именно "зеленый коридор", а не "красный", который должна была выбрать, имея подлежащие декларированию денежные средства. Указанные выводы содержатся также и в решении суда первой инстанции.
В остальном, доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей при рассмотрении данного дела.
Доводы жалобы о процессуальных нарушениях при рассмотрении дела административным органом не состоятельны.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Положениями приведенной нормы предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие указанного лица в случае, если имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Жихарева и ее представитель - адвокат Иванов о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении были извещены правильно и своевременно. Хрдатайств об отложении рассмотрения дела административному органу, рассматривающему делу, своевременно не поступило, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и его представителя или защитника.
Данное обстоятельство не повлияло на законность и обоснованность принятого решения, поскольку при рассмотрении жалобы на постановление судом дело проверяется в полном объеме. Все доводы представителя были разрешены и получили оценку суда первой инстанции.
Вместе с тем, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, наличие в действиях Жихаревой Л.В. формальных признаков вменяемого ей административного правонарушения, суд не может не принять во внимание и обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения, характер которых, исходя из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов в сфере установленного порядка перемещения через таможенную границу иностранной валюты и валюты Российской Федерации (болезнь правонарушителя), отсутствия каких-либо общественно опасных последствий содеянного, приходит к выводу, что имевшее место правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений.
В данном случае, возбуждением дела об административном правонарушении, составлением протокола об административном правонарушении, вынесением постановления по делу об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая фактические обстоятельства дела, согласно которым Жихарева добровольно заявила о наличии у нее валюты и добровольно выдала ее сотрудникам таможни, применение меры административного наказания будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины Жихаревой Л.В.
В связи с чем, выводы административного органа и суда первой инстанции об отсутствии признака малозначительности в действиях Жихаревой Л.В. суд признает несостоятельными, сделанными без оценки всех обстоятельств дела, в частности, состояния здоровья привлекаемого к ответственности лица.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым постановление административного органа и решение суда первой инстанции отменить, освободив Жихареву Л.В. от административной ответственности по ч. 16.4 КоАП РФ с объявлением ей устного замечания, производство по делу прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ и постановление начальника таможенного поста Аэропорт Самара Самарской таможни Тимощенкова А.А. N от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ, в отношении Жихаревой ЛВ - отменить.
Освободить Жихареву ЛВ от административной ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ, с объявлением устного замечания, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения по пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Жалобу адвоката Иванова Я.В. в защиту интересов Жихаревой Л.В. - удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
Верно: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.