Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Шилова А.Е., Акининой О.А.,
при секретаре Елютиной И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 01 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г. обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что его сын Г., ДД.ММ.ГГГГ., является инвалидом с детства по заболеванию, входящему в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти N 1324-р/5 от 03.03.2014 г., Г. с составом семьи четыре человека принят на учёт граждан, нуждающихся в жилищных помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
До настоящего времени жилое помещение семье истца не предоставлено.
Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Г. просил суд обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить его семье из четырех человек ( Г., Г., Г., Г.) во внеочередном порядке жилое помещение по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учётом имеющегося в собственности жилого помещения по адресу: "адрес".
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 01 апреля 2014 года исковые требования Г. удовлетворены, на мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить Г. на состав семьи четыре человека жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, во внеочередном порядке, с учетом имеющейся 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку мэрия городского округа Тольятти не наделена государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 г.
Истец Г. и представитель мэрии городского округа Тольятти в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 6 Федерального закона РФ N 189 от 29.12.2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учёт граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Законом признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в жилом помещении, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Из материалов дела следует, что сын истца - Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребёнком-инвалидом, у него имеется тяжелая форма хронического заболевания, входящее в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, что подтверждается справкой МСЭ-2012 N 0919425 от 10.04.2013 г., справкой врачебной комиссии ГБУЗ СО "Тольяттинский психоневрологический диспансер" N от ДД.ММ.ГГГГ
На основании Постановления Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г., Г. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Как видно из материалов дела, Г. и члены его семьи: супруга Г., несовершеннолетние дети: Г. /сын/ и Г. /дочь/, проживают в трёхкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 65,70 кв.м, жилой 42,90 кв.м., принадлежащей на праве общей долевой собственности в равных долях (по 1/4 доли за каждым) Г., его дочери Г., и родителям истца - Г., Г.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти N 1324-р/5 от 03.03.2014 г. "О рассмотрении жилищных вопросов", Г. на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с составом семьи четыре человека принят на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, с 06.08.2013 г.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что до настоящего времени жилое помещение семье Г. не предоставлено. При этом их право на внеочередное предоставление жилого помещения, мэрией городского округа Тольятти не оспаривалось.
Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение должно быть предоставлено семье Г. в порядке очередности льготников соответствующей категории, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку право на получение вне очереди жилого помещения гражданами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, указанными в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, прямо предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Ссылка ответчика на положения Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", судом правильно признана необоснованной, поскольку данный закон не отменяет действие ЖК РФ, а определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счёт средств бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.
Обязанность по предоставлению жилья законом возложена на органы местного самоуправления. Мэрия городского округа Тольятти осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.
Статья 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Кроме того, обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд правомерно возложил на мэрию городского округа Тольятти обязанность по предоставлению Г. на состав семьи четыре человека вне очереди жилого помещения по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти о том, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах, выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов, являются несостоятельными, поскольку установленное жилищным законодательством право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями не может быть поставлено в зависимость от наличия для этого достаточных средств и источников финансирования.
Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую правильную оценку в судебном постановлении, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л е н и е:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 01 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.