Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Третьяных Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Лапина А.В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУ МВД РФ по Саратовской области) о перерасчете выслуги лет и включении службы в армии по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, по аппеляционной жалобе Лапина А.В. на решение Кировского районного суда г.Саратова от 30 октября 2013 года, которым постановлено отказать Лапину А.В. в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения Лапина А.В., его представителя Супоновой О.А. (доверенность от 08.08.2013 г.), поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя ГУ МВД РФ по Саратовской области Головко Т.А. (доверенность от 19.08.2013 г.), полагавшей решение суда законным, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лапин А.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что до 23.07.2013 г. он проходил службу в органах внутренних дел. Приказом от 18.07.2013 г. N 222 л/с был уволен со службы с должности "данные изъяты" пункта полиции N отдела полиции N в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), с указанием выслуги лет по состоянию на 23 июля 2013 года в календарном исчислении 21 год 02 месяца 07 дней, для выплаты единовременного пособия - 21 год 02 месяца 07 дней. Полагал неверным исчислением ему выслуги лет для назначения пенсии, так как ответчик не применил льготное исчисление периода его службы в рядах Советской Армии в период с 19.05.1987 г. по 20.05.1989 г. Поскольку он проходил службу по призыву и служил в войсках МВД в "адрес", то период службы по призыву в рядах Советской Армии с 19.05.1987 г. по 20.05.1989 г. следовало включить в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один день за 1,5 дня.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Лапин А.В. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить его исковые требования. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои требования в суде первой инстанции. Считает, что судом были нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
В суде апелляционной инстанции Лапин А.В., его представитель Супонова О.А. поддержали доводы жалобы, представитель ГУ МВД РФ по Саратовской области Головко Т.А. полагала решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что с 19.05.1987 г. по 20.05.1989 г. истец Лапин А.В. проходил службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации в "адрес", являющемся центром "адрес"; с 17.05.1994 г. по 23.07.2013 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Из расчета выслуги лет на пенсию Лапина А.В. следует, что период службы по призыву в Вооруженных силах - с 19.05.1987 г. по 20.05.1989 г. был засчитан истцу в стаж для выслуги лет для назначения пенсии в календарном исчислении., Согласно заключению ответчика от 02.09.2013 г. выслуга лет истца в календарном и льготном исчислении составляет 21 год 2 месяца 7 дней.
В силу ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. "а" ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Положениями ст. 14 Закона N 4468-1 предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм; б) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.
Согласно ст. 18 Закона N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 (далее - Порядок), в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.
В соответствии с пп. "г" п. 3 Порядка в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению N 1 (раздел II).
В разделе "II. Отдаленные местности, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца" Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 указана "адрес" - на острове Сахалин - с 14 сентября 1945 г., на острове Монерон - с 1 ноября 1980 г.
В пунктах 1, 2 примечаний к Приложению N 1 указано, что военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящие службу в городах, находящихся на территории соответствующих районов, указанных в настоящем перечне, при отнесении этих городов в последующем к городам республиканского, краевого, областного или окружного подчинения пользуются правом на льготное исчисление выслуги лет на пенсию на общих основаниях. В соответствии с настоящим перечнем лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитывается служба до 31 декабря 2011 г. включительно.
В п. 5 Порядка установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что льготное исчисление предусмотрено не для всех случаев, а лишь при прохождении военной службы, когда она связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья военнослужащего и при этом установлено, что служба по призыву истца не носила указанный характер, а также то, что он не относится к вышеназванным категориям лиц, на которую указывается в п. 5 Порядка.
Районный суд пришёл к выводу о правомерности зачета ответчиком спорного периода с 19.05.1987 года по 20.05.1989 года, являющегося периодом прохождения Лапиным А.В. военной службы по призыву (срочной военной службы), в выслугу лет истца в органах внутренних дел в календарном исчислении для назначения пенсии, поскольку выше приведенным законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2001 г. по делу N ВКПИ01-12 и от 30.10.2007 г. по делу N ВКПИ07-107 установлено, что Правительство Российской Федерации имело полномочия на принятие Постановления от 22.09.1993 г. N 941 и его пункт 5 соответствует нормам ЗаконаN 4468-1.
В соответствии со ст. 1 указанного выше Закона N 4468-1 его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).
Поэтому в части 2 статьи 18 этого Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в статье 1 этого Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации, которым во исполнение этого Закона и было 22 сентября 1993 г. принято ПостановлениеN 941.
Следовательно, изложенное в абзаце 1 пункта 5 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 указание о включении в выслугу лет военной службы по призыву в календарном исчислении, кроме указанных в этом пункте отдельных категорий военнослужащих, не противоречит ни ЗаконуN 4468-1 ", ни пунктам 1 и 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, а также статьям 18 и 19 Конституции Российской Федерации, поскольку этим права и свободы заявителей нарушены не были.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Саратова от 30 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лапина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.