Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Мележик Л.М., Перовой Т.А.,
при секретаре Хисяметдиновой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску министерства сельского хозяйства Саратовской области к Плотниковой Н.А. о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, по апелляционной жалобе Плотниковой Н.А. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 05 ноября 2013 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения Плотниковой Н.А., ее представителя - адвоката Бажикова Б.С., поддержавших доводы жалобы, представителей министерства сельского хозяйства Саратовской области Агакшиева М.Ш., Цуненко Е.А., представителя счетной палаты Саратовской области Цуненко Е.А., возражавших против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) обратилось в суд с исковыми требованиями к Плотниковой Н.А. овзыскании суммы социальнойвыплаты на приобретение жилья в сельской местности, в обоснование которых ссылалось на то, что истец осуществляет реализацию мероприятий, в том числе, в рамках федеральной и областной целевых программ "Социальное развитие села до 2013 года". Ответчик обратилась в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с пакетом документов о включении ее в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Министерством Плотниковой Н.А. из средств федерального и областного бюджета была предоставлена социальнаявыплата на приобретение жилья в сельской местности в размере "данные изъяты" руб., в том числе из средств областного бюджета в размере "данные изъяты" руб. на семью из 2 человек. Однако ответчик, в нарушение требований программы в сельской местности, после получения социальной выплаты продала принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, приобрела долю в праве на квартиру в г. Саратове, в которой и зарегистрировалась по месту жительства. В связи с чем сторона истца полагает, что социальные выплаты, предоставленные ответчику, были получены ею неправомерно.
Истец просил взыскать с Плотниковой Н.А. в пользу Министерства сумму социальной выплаты в размере "данные изъяты" руб. в доход бюджета Российской Федерации и бюджета Саратовской области.
Решением Заводского районного суда г. Саратова от 05 ноября 2013 г. с Плотниковой Н.А. в пользу министерства сельского хозяйства Саратовской области взыскано "данные изъяты" руб. социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, а также в доход муниципального образования "Город Саратов" госпошлина в размере 10182,50 руб.
В апелляционной жалобе Плотникова Н.А. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом нарушения норм материального права, неправильное толкование норм Типового положения, поскольку указывает, что на момент выдачи социальной выплаты ее семья соответствовала установленным требованиям. Кроме того, она по-прежнему проживает в сельской местности, в связи с чем выводы суда об удовлетворении исковых требований Министерства она находит ошибочными.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области в возражениях на жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что министерство сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 г. N 354-П, является органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в агропромышленном комплексе Саратовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", а министерство сельского хозяйства Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года" и федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Указанными Программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Подпункт "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно-социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Согласно п. 26 Положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты;
б) молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты.
Пунктом 8 Положения установлено, что право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Судом первой инстанции установлено, что Плотникова Н.А. вместе дочерью К.А.С., имея намерение улучшить свои жилищные условия, обратилась в администрацию Саратовского муниципального района с соответствующим заявлением. Решением жилищной комиссии N N от "дата" г. ответчик была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
21 мая 2012 г. Плотниковой Н.А. выдано свидетельство N N на право граждан на получение социальной выплаты. При этом до предоставления указанного свидетельства ответчик по договору дарения недвижимости от "дата" г. подарила принадлежащую ей комнату площадью 12,4 кв.м в коммунальной квартире N N в "адрес".
Из материалов дела следует, что Министерство платежными поручениями N N от 28 мая 2012 г. и N N от 29 мая 2012 г. на счет Плотниковой Н.А., открытый в кредитной организации, перечислило денежные средства в размере "данные изъяты" руб.
Судом первой инстанции установлено, что Плотникова Н.А. "дата" г. по договору купли-продажи приобрела право собственности на 1/2 долю в праве квартиры N N "адрес". Согласно сведениям ОУФМС России по Саратовской области, ответчик зарегистрирована в указанном жилом помещении со "дата"
На основании статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Суд первой инстанции, дав оценку представленным стороной ответчика доказательствам - временной регистрации Плотниковой Н.А. в "адрес" по месту регистрации родителей, обучение несовершеннолетней дочери ответчика в общеобразовательной школе "адрес", пришел к выводу о том, что на момент выдачи свидетельства на предоставление социальной выплаты, Плотникова Н.А. перестала отвечать требованиям п. 26 Положения федеральной целевой Программы, а именно, постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности.
Правомерен и основан на доказательствах вывод суда о том, что жилое помещение в г. Саратове, собственником доли которого является ответчик, приобретено Плотниковой Н.А. по договору купли-продажи, поскольку в силу положений ст. 71 ГПК РФ подтвержден письменными доказательствами. Обоснованно не принят во внимание судом первой инстанции довод ответчика о том, что долю в праве квартиры N N "адрес" ей подарил супруг до регистрации брака, поскольку он опровергается договором купли-продажи.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что Плотникова Н.А. фактически проживает в сельской местности, в связи с чем ею правомерно получены социальные выплаты, поскольку в силу положений ст. ст. 35, 56 ГПК РФ, гражданский процесс носит состязательный характер, при этом каждая сторона имеет не только право, но и должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Между тем, ответчиком надлежащих и достоверных доказательств в обоснование своей позиции предоставлено не было. Оценка всем доказательствам дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. В связи с чем судебная коллегия не находит правовых оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Плотникова Н.А., как участница Программы, была знакома с ее условиями, касающимися требований к молодой семье, желала участвовать в этой Программе, воспользовалась предоставленными по ее условиям средствами, однако в сельской местности не проживает, что влечет за собой право истца требовать взыскания предоставленных ответчику денежных средств.
Разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к ошибочному толкованию законодательства и переоценке доказательств, они не основаны на материалах дела и опровергаются ими. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено. В связи с чем оснований для отмены состоявшегося по делу решения судебная коллегия, исходя из доводов жалобы, не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 05 ноября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Плотниковой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.