Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Тришкиной М.А., Песковой Ж.А.,
при секретаре Третьяных Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Бобрышев П.А. к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области" о признании права собственности на земельные участки по апелляционной жалобе Бобрышев П.А. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 19 ноября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения Бобрышев П.А., его представителя Прозоров М.Г., поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бобрышев А.А. обратился в суд с иском к администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании права собственности на земельные участки. Истец указал, что на основании свидетельства на право собственности на землю от "дата" является собственником приусадебного земельного участка площадью 700 кв.м сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "адрес".
В 2002 году земельный участок был разделен на два самостоятельных участка, которым в дальнейшем были присвоены адреса в соответствии с постановлениями "адрес" окружной администрации объединенного муниципального образования "адрес" N от "дата" и N от "дата". Земельные участки располагаются по адресу: "адрес"А и "адрес"В. Образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет, земельному участку площадью 82 кв.м, предназначенному для размещения торговой точки, присвоен кадастровый номер 64:09:030202:0569, земельному участку площадью 684 кв.м присвоен кадастровый номер N.
Истец обратился с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности на земельные участки в Воскресенский отдел Росреестра по "адрес". Регистрация права собственности на земельные участки была приостановлена в связи с невозможностью идентифицировать земельные участки площадью 82 кв.м и 684 кв.м с земельным участком площадью 700 кв.м (суммарная площадь образованных земельных участков составила 766 кв.м), а также в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:09:030202:0569, предназначенного "для размещения торговой точки" виду разрешенного использования предоставленного истцу на праве собственности земельного участка ("для ведения приусадебного хозяйства").
Истец просил суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 82 кв.м с кадастровым номером 64:09:030202:0569, расположенный по адресу: "адрес"В, и на земельный участок площадью 684 кв.м с кадастровым номером 64:09:030202:0568, расположенный по адресу: "адрес"А.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 19 ноября 2013 года истцу в удовлетворении требований отказано.
На решение суда Бобрышевым А.А. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению автора жалобы, решение суда содержит противоречивые выводы, поскольку сначала суд определяет, что спорные земельные участки образовались из земельного участка площадью 700 кв.м, а затем указывает, что определить земельный участок, из которого образованы спорные земельные участки, невозможно. Автор жалобы считает, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Автор жалобы полагает, что судом при принятии решения не учтены положения статей 209, 260 ГК РФ, статей 15, 43 ЗК РФ, которые предусматривают право собственника самостоятельно (без специального разрешения органа местного самоуправления) производить раздел земельного участка.
Судом применен закон, не подлежащий применению, а именно положения Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Судом не приняты во внимание положения статьи 7 ЗК РФ, в которой указаны категории земель и закреплено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается пользователем земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Истцом категория земель не менялась, а изменен лишь вид разрешенного использования.
В судебном заседании Бобрышев А.А. и его представитель Прозоров М.Г. поддержали апелляционную жалобу, просили решение суда отменить и удовлетворить заявленные истцом требования.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, от представителя администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Бобрышев А.А. является собственником земельного участка площадью 700 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Земельный участок сельскохозяйственного назначения предоставлен истцу для ведения приусадебного хозяйства в границах, изображенных в плане, являющемся приложением к свидетельству. В подтверждение права собственности на земельный участок истцом представлено свидетельство на право собственности на землю серии N, выданное "дата" (регистрационная запись N).
В 2002 году по заказу истца "данные изъяты" проведено межевание двух земельных участков, площадью 684 и 82 кв.м. Данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера соответственно N и N. По данным кадастровых паспортов на земельные участки в отношении земельного участка площадью 684 кв.м указан вид разрешенного использования "для ведения приусадебного хозяйства", в отношении земельного участка площадью 82 кв.м - "для размещения торговой точки".
На основании постановлений администрации Елшанской окружной администрации Объединенного муниципального образования "адрес" земельному участку с кадастровым номером N присвоен адрес: "адрес", земельному участку площадью 684 кв.м с кадастровым номером N присвоен адрес: "адрес"А.
"дата" Воскресенским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области Бобрышеву А.А. направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельные участки. В качестве оснований для приостановления регистрационных действий в уведомлениях указано, что сведения, содержащиеся в правоустанавливающих документах на земельный участок, принадлежащий истцу, и сведения кадастрового учета о сформированных земельных участках не позволяют идентифицировать земельные участки (не совпадают площади земельных участков, вид разрешенного использования, отсутствуют сведения об уточнении площади разделенного участка, кадастровый номер у ранее возникшего участка не указан в свидетельстве на право собственности на землю, и идентификация по указанному кадастровому номеру в кадастровых паспортах в графе "предыдущие номера", невозможна, документы, подтверждающие правомерность изменения вида разрешенного использования вновь образованного земельного участка, не представлены). В свидетельстве на право собственности на землю на имя Бобрышева А.А. от "дата" имеются исправления, датированные "дата", в то время как в соответствии с Указом Президента РФ от "дата" N "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", полномочия комитетов по земельным ресурсам и землеустройству по выдаче свидетельств (а также по внесению изменений в свидетельства) прекращены с "дата".
В статье 1 ЗК РФ закреплено, что регулирование земельных отношений осуществляется с учетом значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Кроме того, законодателем применяется дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы, и сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Статья 11.1. ЗК РФ предусматривает, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Как следует из положений статьи 11.2. ЗК РФ (пункты 1, 2, 3), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4. ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Статья 37 ГрК РФ (части 1-3) устанавливает, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пункты 1-2 статьи 7 ЗК РФ предусматривают, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу ст. 85 ЗК РФ (пункты 1-3) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве и к Московской области до 31 декабря 2014 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства до31 декабря 2016 года, а в других случаях применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям до 1 июня 2014 года:
решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Как следует из ответов, предоставленных по запросу судебной коллегии администрацией Елшанского муниципального образования Воскресенского муниципального района Саратовской области и администрацией Воскресенского муниципального района Саратовской области, территориальное зонирование села Елшанки Воскресенского муниципального района Саратовской области до настоящего времени не осуществлено, Бобрышев А.А. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N в органы местного самоуправления не обращался.
Доказательств того, что Бобрышевым А.А. соблюден порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренный статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (проводились публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, имеется решение главы администрации об изменении вида разрешенного использования, принятое по результатам публичных слушаний) стороной истца суду не представлено.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что границы принадлежащего истцу земельного участка площадью 700 кв.м в соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ не определялись, межевые работы по определению границ земельного участка не проводились, сведения о данном земельном участке в государственный кадастр недвижимости не вносились, суммарная площадь образованных в результате раздела земельных участков не соответствует площади предоставленного истцу земельного участка.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что спорные земельные участки были сформированы с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства, в силу чего вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.