Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Пантелеева В.М.,
при секретаре Третьяных Д.В.-
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кочегарова А.В. к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вольскому району Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании дисциплинарного взыскания, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Кочегарова А.В. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 04.12.2013 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения Кочегарова А.В., его представителя Аксенова Ю.Е., поддержавших апелляционную жалобу, представителей отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вольскому району Саратовской области Миндровой Т.В.,Министерства финансов Российской Федерации Москвитина А.И.,возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кочегаров А.В. обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вольскому району Саратовской области (далее ОМВД по Вольскому району по Саратовской области) об оспаривании дисциплинарного взыскания, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходит службу в ОМВД по Вольскому району по Саратовской области в должности "данные изъяты".
Приказом N от "дата" истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора за невыход на службу 02.08.2013 года в составе сводного отряда. Считает привлечение к дисциплинарной ответственности незаконными, поскольку письменный приказ о привлечении его к сверхурочным работам в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) не издавался и под расписку ему не доводился. В соответствии со статьей 16 Дисциплинарного устава сотрудников органов внутренних дел руководителю (начальнику) запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к выполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства Российской Федерации. Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
Привлечение 02.08.2013 года к выполнению служебных обязанностей в составе сводного отряда сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени истец считает незаконным. Время с 08-00 часов 02.08.2013 года по 08-00 часов 03.08.2013 года являлось его личным временем отдыха, и служебной дисциплины не нарушал. Согласно должностной инструкции привлечение к выполнению обязанностей в составе сводного отряда не входит в круг должностных обязанностей истца. Действующим законодательством и приказами МВД РФ деятельность сводного отряда на территории Вольского района Саратовской области не регламентирована, с приказом о возложении на истца иных служебных обязанностей по откомандированию в сводный отряд под роспись ознакомлен не был.
Истец просил признать незаконным приказ от N от "дата" о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора, взыскать с ответчика материальный вред в виде частично невыплаченной разовой премии ко дню сотрудников ОВД РФ в размере 10000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Кочегаров А.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленным требований. Автор жалобы полагает, что вывод суда о нарушении им служебной дисциплины, выразившийся в ненадлежащем исполнении приказа о заступлении на службу 02.08.2013 года в составе сводного отряда является необоснованным. Суд не принял во внимание то, что служебная дисциплина по буквальному толкованию статьи 34 Положения о службе в органах внутренних дел РФ означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел не любых приказов прямых начальников, а лишь тех, которые направлены на соблюдение порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществление имеющихся у них правомочий. В соответствии с Приказом МВД РФ N 961 от 19.10.2012 года сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта руководителя структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющего права назначения сотрудников на должности. В неотложных случаях приказ может быть отдан устно, с последующим оформлением письменно. Истец полагает, что руководство ГУВД имело достаточно времени для подготовки приказа в письменном виде и уведомления его надлежащим образом. Выводы суда об отсутствии нарушений при проведении служебной проверки не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство финансов РФ просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Кочегаров А.В., его представитель Аксенов Ю.Е. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вольскому району Саратовской области М.Т.В.,Министерства финансов Российской Федерации Москвитин А.И.,возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со статьями 2, 3 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, установил для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
В силу статьи 47 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 49Закона нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 50Закона одним из видов дисциплинарного взыскания, которое может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, является строгий выговор.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (часть 7 статьи 51 Закона).
В силу части 8 указанной нормы до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (часть 9 статьи 51 Закона).
Из материалов дела следует, что согласно контракту от "дата" Кочегаров А.В. проходит службу в должности "данные изъяты" при ОВД по Вольскому муниципальному району Саратовской области.
Приказом N от "дата" Кочегарову А.В. за нарушение приказа непосредственного начальника о заступлении на службу в состав сводного отряда, выразившийся в невыходе на службу 02.08.2013 года, был объявлен строгий выговор и он лишен премии в течение одного месяца от даты подписания приказа.
Судом также установлено, что "данные изъяты" в отдел МВД России по Вольскому району Саратовской области по внутриведомственной электронной почте " "данные изъяты"" поступило распоряжение ГУ МВД России по Саратовской области N "О подготовке личного состава к действиям при возникновении ЧО". Указанным распоряжением было дано указание в связи с проведением праздничных мероприятий, посвященных Дню "Военно-морского флота" и "Воздушно-десантных войск", на территории г. Саратова и Саратовской области в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности провести действия по подготовке личного состава отделов МВД России Саратовской области к возникновению ЧО.
В пункте 6 указанного распоряжения, в том числе было указано о готовности к действиям по пресечению групповых нарушений общественного порядка, предусмотренных приказом МВД России N от "дата" года. Также необходимо было предусмотреть действующие оперативные резервы и работу групп служебно-боевого применения, осуществить проверку вооружения, снаряжения и специальных средств, автотранспорта, задействованного при перевозке резервов; обеспечить наличие автотранспорта для переброски групп оперативного построения к месту возникновения чрезвычайных обстоятельств; быть в готовности к осуществлению марша в район предназначения вне пункта постоянной дислокации, в соответствии с разработанным решением руководителя оперативного штаба на передислокацию в интересах ОВД - центров оперативных зон и УМВД России по г. Саратову.
На 28.07.2013 и 02.08.2013 года требовалось сформировать оперативный резерв из числа личного состава, незадействованного в охране общественного порядка; принять дополнительные меры по усилению охраны объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, органов власти и управления, мест дислокации органов внутренних дел, предупреждению возможных террористических и экстремистских акций в местах массового пребывания граждан, в том числе на объектах транспорта, организовать несение службы дополнительными нарядами ОВД; усилить пропускной режим и обеспечить защиту собственных зданий и объектов ОВД, быть готовыми к действиям по специальному плану " "данные изъяты"".В срок до "дата" года рапортом доложить о готовности сводных отрядов к действиям при осложнении оперативной обстановки, а так же о проделанной работе в период подготовки к проведению праздничных мероприятий.
В соответствии с указанным распоряжением начальником отдела МВД Российской Федерации по Вольскому району Саратовской области был издан приказ N от "дата" "Об охране правопорядка, обеспечении общественной безопасности и безопасности дорожного движения в период подготовки и проведения 28.07.2013 года и 02.08.2013 года на территории Вольского муниципального района Саратовской области массовых мероприятий, посвященных дням ВМФ и ВДВ". Также утвержден список оперативного резерва отдела МВД России по Вольскому району на 02.08.2013 года. В оперативный резерв вошли 55 сотрудников, в том числе и Кочегаров А.В.
В соответствии с пунктом 9 указанного приказа оперативный резерв создавался из числа личного состава ОМВД для немедленного реагирования на сообщения граждан о подозрительных лицах, обнаружении взрывных устройств и взрывчатых веществ, подозрительных предметах, а так же о преступлениях. Приказ доведен до сведения Кочегарова А.В. в устной форме.
Истец знал о данном приказе,что не оспаривалось им в судебном заседании.
Судом установлено, что исполняющий обязанности начальника спецприемника в отделе МВД Российской Федерации по Вольскому муниципальному району Саратовской области П.И.Ю. в устном порядке, за несколько дней до 02.08.2013 года, довел до сведения сотрудников спецприемника М.В.И. и Кочегарова А.В. о выходе на службу в составе сводного отряда в указанный день. Однако "дата" Кочегаров А.В. на службу не вышел, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представил. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями свидетеля М.В.И.
Исходя из сведений, содержащихся в книге N службы нарядов специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, следует, что "дата" у Кочегарова А.В. и М.В.И. был выходной день.
В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка привлечения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а так же в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД РФ от 19.10.2012 го да N 961, сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, образовательного учреждения, научно-исследовательской организации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, иной организации или подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, а также правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющего право назначения сотрудников на должности. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку. Руководитель (начальник), привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, несет дисциплинарную ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
В случаях, не терпящих отлагательств, решение о привлечении сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено до него прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителю (начальнику) подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, образовательного учреждения, научно-исследовательской организации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, иной организации или подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющему право назначения сотрудников на должности. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и его продолжительность.
В соответствии с пунктами 12, 13 главы 4 Дисциплинарного устава ОВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.2012 г. N 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации" приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа.
Приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности приказа непосредственного начальника истца по привлечению его к службе в выходной день в составе сводного отряда, являются необоснованными, поскольку обязанности охраны общественного порядка у него не имелось,не имелось и перемещения внутри отдела полиции, либо изменения должности и должностных обязанностей. Незаконным является приказ, направленный на нарушение закона или приказа вышестоящего начальника, либо приказ, отданный не по службе, чего в данном случае не имелось. Указанные доводы являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции, им дана правовая оценка, с которой судебная коллегия согласилась.
Судебная коллегия считает, что основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности имелись, дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора применено с учетом степени вины и тяжести проступка, с соблюдением порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.
Что касается доводов апелляционной жалобы о нарушении ответчиком порядка проведения служебной проверки, то они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и основанием для отмены решения суда не служат.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм, направлены на переоценку доказательств и на правильность обжалуемого решения повлиять не могут, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
По мнению судебной коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства и на основании надлежащей правовой оценки, добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 04.12.2013 года оставить - без изменения, апелляционную жалобу Кочегарова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.