Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кучминой А.А.,
судей Саяпиной Е.Г., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Шуйской К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макова Д.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконными действий, понуждению к исполнению действий, о включении в список граждан на получение социальной выплаты, обязании предоставить жилищный сертификат по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 18 ноября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Сергеева Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Макова Д.В. и его представителя Евтеева М.Е., представителя ГУ МВД РФ по Саратовской области - Чернова В.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы,рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маков Д.В. обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, в котором просил признать незаконными действия министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, выразившиеся в отказе включения Макова Д.В. в список граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"; обязать ответчика признать истца участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", включить его в Список граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках данной подпрограммы, а также обязать предоставить ему в 2014 году жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Требования мотивировал тем, что в период с "дата" по "дата" он проходил службу в УВД по Энгельсскому муниципальному району ГУВД по Саратовской области в должности оперуполномоченного отдела по борьбе с экономическими преступлениями. "дата" был уволен по сокращению штатов. "дата" им на имя начальника МУ МВД РФ "Энгельсское" был подан рапорт, в котором он просил рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилья или признании его нуждающимся в жилплощади и постановки его на очередь сотрудников МВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако ответа на данный рапорт он не получил.
На основании статьи 5 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39 - ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" и пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ он с "дата" был признан нуждающимся в получении жилого помещения и стоит в очереди на его получение в администрации муниципального образования "Город Энгельс", учетное дело N N.
Вступившим в законную силу решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 сентября 2012 года были признаны незаконными действия администрации муниципального образования "Город Энгельс" Саратовской области, выразившиеся в отказе включить его в списки на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленным федеральным законодательством". Этим решением суда администрация муниципального образования "Город Энгельс" обязана признать Макова Д.В. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и включить его в списки граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемое сертификатом в рамках данной программы, в срок до "дата".
"дата" администрация Энгельсского муниципального района предоставила в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области данные об истце для включения его в списки граждан, изъявивших желание принять участие в вышеназванной подпрограмме.
"дата" истцом из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области был получен ответ об отказе во включении в список граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленным федеральным законодательством" ввиду отсутствия у данного министерства соответствующих полномочий.
Указанный отказ истец считает незаконным.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 18 ноября 2013 года признаны незаконными действия министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, выразившиеся в отказе во включении Макова Д.В. в список граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". На министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность по признанию Макова Д.В. участником указанной подпрограммы, включении его в список граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках данной подпрограммы, а также по предоставлению истцу в "дата" году жилищного сертификата во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. С министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в пользу Макова Д.В. в счет возмещения расходов по оплате госпошлины взыскано 200 рублей.
В апелляционной жалобе министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области просит решение суда отменить, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на жалобу ГУ МВД по Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Сергеев Д.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Маков Д.В. и его представитель Евтеев М.Е., представитель ГУ МВД РФ по Саратовской области - Чернов В.В. возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, в связи с чем, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила и Подпрограмма), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции Постановления Правительства РФ от 12 июля 2011 года N 561).
Абзацами 3, 7 подпункта "а" пункта 5 Правил предусмотрено право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках указанной подпрограммы, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждан, уволенных с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых составляет в календарном исчислении 10 лет и более, состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В рамках Подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание (пункт 6 Правил).
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
В соответствии с пунктом 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (подпункт "а" пункта 18 Правил), а гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подпункт "в" пункта 18 Правил).
Согласно пункту 19 Правил для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением ряда документов.
В соответствии с пунктом 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган, на который возложено оформление списков, до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании пункта 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Исходя из указанных правовых норм следует, что в зависимости от категории граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме, выдачу государственных жилищных сертификатов осуществляют либо федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба), в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть в данном случае министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Также в зависимости от категории граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме, Правилами предусмотрен различный порядок признания граждан участниками Подпрограммы, то есть либо обращение в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти, либо обращение в органы местного самоуправления. Предусмотрен также и различный порядок формирования списков граждан-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Из материалов дела следует, что Маков Д.В. с "дата" по "дата" проходил службу в УВД по Энгельсскому муниципальному району ГУВД по Саратовской области в должности оперуполномоченного отдела по борьбе с экономическими преступлениями.
"дата" Маков Д.В. уволен по сокращению штатов по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел. На момент его увольнения выслуга лет в календарном исчислении составляла "данные изъяты".
"дата" Маковым Д.В. был подан рапорт на имя начальника МУ МВД РФ "Энгельсское", в котором он просил рассмотреть вопрос о предоставлении жилья или признании его нуждающимся в жилой площади и постановке на очередь сотрудников МВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответ на данный рапорт получен не был, данный вопрос по месту службы истца не разрешался.
На основании статьи 5 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39 - ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" и пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ Маков Д.В. с "дата" был признан нуждающимся в получении жилого помещения и стоит в очереди на его получение в администрации муниципального образования "Город Энгельс", учетное дело N N
Вступившим в законную силу решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 сентября 2012 года были признаны незаконными действия администрации муниципального образования "Город Энгельс" Саратовской области, выразившиеся в отказе включить его в списки на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленным федеральным законодательством". Этим решением суда администрация муниципального образования "Город Энгельс" обязана признать Макова Д.В. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и включить его в списки граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемое сертификатом в рамках данной программы, в срок до "дата".
"дата" администрация Энгельсского муниципального района направила в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области списки граждан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2014 года, в который был включен Маков Д.В., как сотрудник органа внутренних дел, уволенный со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно ответу министра строительства и ЖКХ Саратовской области от "дата" Макову Д.В. было отказано во включении в список граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, поскольку истец не относится к категории лиц, которых указанное министерство включает в соответствующий список (л.д.24-25).
Удовлетворяя исковые требования Макова Д.В., суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением суда разрешен вопрос о праве заявителя на получение государственной финансовой поддержки в виде обеспечения жильем в рамках реализации федеральной целевой программы, в связи с чем пришел к выводу о том, что отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области во включении Макова Д.В. в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый "дата" год является незаконным.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 ГПК РФ лица, не участвующие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.
Из материалов дела следует, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не было привлечено к участию в деле по иску Макова Д.В. к администрации муниципального образования "Город Энгельс" Саратовской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во включении Макова Д.В. в списки на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленным федеральным законодательством", возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Энгельс" по признанию Макова Д.В. участником указанной подпрограммы и включении его в списки граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемое сертификатом в рамках данной программы.
Поскольку факты и обстоятельства, установленные в предыдущем решении суда, не имеют преюдициального значения, для лиц, не привлеченных к участию в этом деле, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области вправе при рассмотрении судом настоящего дела оспаривать обстоятельства, установленные решением Энгельсского районного суда Саратовской области от "дата".
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 Правил.
Главой второй Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, согласно которому полномочия по формированию списков и выпуску сертификатов для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 5 указанных Правил, возложены на учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Согласно пункту 28 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Распределение объема финансирования между федеральными органами исполнительной власти осуществляется пропорционально заявленной ими потребности в целях обеспечения своевременного увольнения граждан с военной службы (службы), обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), но оставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в этих органах на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также отселения граждан - участников подпрограммы из закрытых военных городков и поселков.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что ответчик, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не наделен полномочиями по включению лиц, указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в сводный список лиц - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Финансирование подпрограммы в отношении указанной категории граждан, осуществляется через федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
При таких обстоятельствах на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не может быть возложена обязанность по включению Макова Д.В. в сводный список участников Подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый "дата" год, поскольку к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в силу положений подпункта "в" пункта 18 Правил относится формирование сводных списков граждан и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 Правил, к категории которых истец не относится.
Ранее в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлял выдачу сертификатов, в том числе гражданам, определенным подпунктом "г" пункта 5 Правил - гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, вставшим в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01 января 2005 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 561 в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 внесены изменения, согласно которым подпункт "г" пункта 5 Правил признан утратившим силу. Соответственно министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области указанный список по данной категории граждан не формируется и государственный жилищный сертификат не выдается. К тому же Маков Д.И. не относится к лицам, вставшим в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до "дата".
Поскольку суд первой инстанции принял решение без учета требований правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу, что допущенные судом нарушения норм материального права являются основанием для отмены обжалуемого решения (пункт 4 часть 1 статьи 330 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Макову Д.В. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 18 ноября 2013 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Макова Д.В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во включении Макова Д,В. в список граждан на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", понуждении к признанию истца участником указанной программы, о включении его в список и понуждению к выдаче сертификата отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.