Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Калюжной В.А.,
судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Туктагановой А.К.,
с участием прокурора Анашкина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова о понуждении к устранению требований пожарной безопасности РФ при эксплуатации дома по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 14 ноября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., объяснения представителя ответчика Лещенко А.А., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Анашкина А.В., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Саратова обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова (далее - ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова), уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности в жилых домах, расположенных по адресам: "адрес", в срок в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Заявленные требования обоснованы тем, что в ходе проведенной проверки в указанных жилых домах были выявлены нарушения правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии терроризму, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые нашли отражение в акте проверки.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 14 ноября 2013 года исковые требования прокурора г. Саратова удовлетворены в полном объеме. На ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова возложена обязанность устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности в жилом многоквартирном доме, находящемся по адресу: "адрес", а именно: обработать деревянные конструкции чердачного помещения огнезащитным составом; очистить придомовую территория от горючего мусора. В жилом многоквартирном доме, находящемся по адресу: "адрес": во всех подъездах двери машинных отделений помещений лифтов установить с пределом огнестойкости не менее EI30; во всех подъездах двери выходов на кровлю установить с пределом огнестойкости не менее EI30; в подъездах жилого дома устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями); в подвале жилого дома устранить хранение горючего материала (вещи б/у, коробки из картона, строительный материал). В жилом многоквартирном доме, находящемся по адресу: "адрес": во всех подъездах установить двери машинных отделений помещений лифтов с пределом огнестойкости не менее EI30; во всех подъездах установить двери выходов на кровлю с пределом огнестойкости не менее EI30; в подъездах жилого дома устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; в подвале жилого дома устранить хранение горючего материала (вещи б/у, коробки из картона, строительный материал). В жилом многоквартирном доме, находящемся по адресу: "адрес": в подъездах жилого дома устранить эксплуатацию электропроводки с видимыми нарушениями изоляции; во всех подъездах установить двери выходов кровлю с пределом огнестойкости не менее EI30; в подъездах жилого дома устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; деревянные конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом. В жилом многоквартирном доме, находящемся по адресу: "адрес": во всех подъездах установить двери выходов кровлю с пределом огнестойкости не менее EI30; деревянные конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом; в подъездах жилого дома устранить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Срок для устранения недостатков установлен 1 год.
ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы обоснованы тем, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Работы, обязанность по выполнению которых возложена на ответчика обжалуемым судебным актом, относятся к видам работ, производимых при капитальном ремонте многоквартирных домов. Однако до настоящего времени собственники помещений многоквартирных домов на общих собраниях размер взносов на капитальный ремонт общего имущества не установили. Материалами дела не подтверждено, что люки выходов на кровлю, двери машинных отделений лифтовых шахт находятся в нерабочем состоянии. Возложение на ответчика обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности путем производства указанных в решении суда работ нарушает нормы материального права.
В судебном заседании представитель ответчика Лещенко А.А. поддержала доводы жалобы, дала пояснения, аналогичные изложенным в жалобе, просила решение суда отменить, приняв по делу новый судебный об отказе в удовлетворении исковых требований.
Прокурор Анашкин А.В. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал необходимым решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При разрешении спора суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ст. 6 данного закона государственный пожарный надзор в РФ осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В силу ст. 38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
На основании ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства пожаротушения, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ общие помещения в многоквартирном доме, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме.
Положениями ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 16 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
Как следует из п. 10 данных правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно п. 11 вышеуказанных правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: "адрес", осуществляет ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова.
Предметом деятельности товарищества в соответствии с п. 2.1 устава ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова является реализация его прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в многоквартирных домах; осуществление деятельности по содержанию, сохранению и приращению недвижимости в многоквартирных домах, обеспечение эксплуатации многоквартирного дома: заключение в интересах собственников помещений договора управления многоквартирными домами и договоров на выполнение работ и оказание услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, контроль исполнения обязательств по заключенным договорам, ведение бухгалтерской и технической документации на дом, планирование объемов работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества.
В силу п. 3.3 устава ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова обязано обеспечить выполнение требований законодательства РФ, надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разд. VIII ЖК РФ, в том числе и ст. 161 ЖК РФ, то есть обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, имущества физических и юридических лиц.
Прокурорской проверкой, проведенной 07 февраля 2013 года, в местах общего пользования вышеуказанных многоквартирных домов выявлены нарушения правил пожарной безопасности.
Как установлено судом, ответчик в добровольном порядке взял на себя обязательство в разумные сроки после проведенной прокуратурой проверки устранить нарушения требований пожарной безопасности, допущенные при установке и эксплуатации электропроводки, электрических ламп освещения.
В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций ответчик факт наличия выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленный актом прокурорской проверки, не оспаривал.
Учитывая, что факт нарушения ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова требований пожарной безопасности установлен и подтверждается материалами дела, суд пришел к обоснованному выводу, что ответчик, осуществляющий эксплуатацию и обслуживание жилого многоквартирного дома, обязан устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пп.пп. "а", "б", "к" п. 23 указанных правил запрещается хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы; использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
В силу п. 42 указанных правил запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
На основании п. 16 ст. 19 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось ответчиком, что в указанных выше многоквартирных домах допущены нарушения приведенных требований о необходимости обеспечения надлежащего противопожарного состояния указанных объектов. Тем самым, существует угроза нарушения прав и охраняемых законом интересов жильцов данных домов в случае возникновения пожара.
Согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова от 27 мая 2013 года собранием членов товарищества было принято решение о предоставлении ответчику права в случаях аварийных и непредвиденных ситуаций вносить изменения в титул текущего ремонта, утвержденного этим же собранием, с последующим вынесением данных изменений на утверждение общего собрания членов товарищества.
Вопрос о необходимости проведения ремонтных работ в целях устранения нарушений правил пожарной безопасности на обсуждение собственников не ставился.
Таким образом, доказательств отсутствия согласия собственников помещений многоквартирных домов, в которых были выявлены нарушения, на их устранение ответчиком не представлено.
Указание в протоколе общего собрания членов ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова от 27 мая 2013 года на оставление вопроса об утверждении ставки на капитальный ремонт до принятия региональной программы капитального ремонта не может рассматриваться как отказ членов товарищества от устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о невозможности устранения выявленных нарушений вследствие их отнесения к капитальному ремонту многоквартирного дома и отсутствия согласия собственников помещений на такой ремонт судебная коллегия признает несостоятельными.
Кроме того, с учетом приведенных норм права, предмета и целей деятельности ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова, закрепленных в уставе, несогласие жильцов вышеперечисленных многоквартирных домов на проведение капитального ремонта в целях устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности не влияет на осуществление товариществом в силу норм содержания дома как объекта всех текущих, неотложных и обязательных работ и услуг, независимо от наличия специального решения общего собрания собственников помещений в доме.
Как правильно указано судом первой инстанции, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, и являются обязательными для исполнения как для собственников помещений в домах жилищного фонда, так и организациями, осуществляющими управление такими домами. Указанными правилами закреплены параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к заключению о законности и обоснованности решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора г. Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова о понуждении к устранению требований пожарной безопасности РФ при эксплуатации дома.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны доводам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 14 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.