Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ефимовой И.В.,
судей Желонкиной Г.А., Перовой Т.А.,
при секретаре Хмара Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Дудошкина О.А. к Государственному казенному учреждению Саратовской области "Центр занятости населения города Балаково" о признании решения и действий об отказе в признании безработным и принуждении к труду незаконными, по апелляционной жалобе Дудошкина О.А. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от "дата" года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дудошкин О.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Саратовской области "Центр занятости населения города Балаково" (далее ЦЗН г. Балаково) об оспаривании решения и действий должностных лиц по отказу в признании его безработным и принуждении к труду.
В обоснование заявленных требований Дудошкин О.А. указал, что 24.06.2013 года он был зарегистрирован в ЦЗН г. Балаково в целях поиска подходящей работы в должностях юрисконсульта или инспектора по кадрам, указанных им в анкете, представив соответствующие документы. В этот же день заявителю были выданы два направления на работу: прессовщик-вулканизаторщик в ОАО " "данные изъяты" и электросварщик ручной сварки в "данные изъяты"". 26.06.2013 года сотрудником ЦЗН г. Балаково Дудошкину О.А. выдано уведомление об отказе в признании его безработным в связи с отказом от двух вариантов подходящей работы. Дудошкин О.А. не согласился с данным решением, поскольку таким решением нарушено его право на получение пособия по безработице, как одной из защитных мер государства, гарантированных частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации. Кроме того при принятии решения об отказе в признании его безработным, должностные лица не учли, что он никогда не владел специальностью прессовщик-вулканизаторщик, а по специальности электросварщик ручной сварки не может работать по состоянию здоровья, а также данная работа предложена работодателем на условиях работы в командировках. Полагая, что указанными решением и действиями об отказе в признании безработным и принуждении к труду нарушаются его права, Дудошкин О.А. просил суд признать указанные решение и действия сотрудников ЦЗН г. Балаково незаконными.
Рассмотрев возникший спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Дудошкин О.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы фактически аналогичны доводам первоначального заявления в суд первой инстанции. Просит принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон от 19.04.1991 года N 1032-1) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. Безработными не могут быть признаны граждане, в том числе, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера.
В соответствии со статьей 4 Закона от 19.04.1991 года N 1032-1 оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.
Исходя из указанной нормы закона, для граждан стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва любая оплачиваемая работа, включая общественные работы, считается подходящей.
Согласно пунктам 9 и 11 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 года N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в случае отказа гражданина от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения.
Согласно пунктам 9 и 12 Требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 07.09.2012 года N 891, оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для зарегистрированных граждан и безработных граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва. При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не более двух направлений на работу одновременно.
Материалами дела установлено, что 24.06.2013 года неработающий Дудошкин О.А. обратился в ЦЗН г. Балаково с заявлением о регистрации его в качестве лица, ищущего работу, в связи с чем сотрудниками учреждения ему подобраны варианты подходящей работы.
Согласно карточке обратившегося за государственной услугой Дудошкин О.А. обратился в ЦЗН г. Балаково 24.06.2013 года как уволенный 08.02.2011 года от работодателя, имеющий высшее профессиональное образование, профессии: юрисконсульт, инспектор по кадрам, электросварщик ручной сварки.
Дудошкину О.А. 24.06.2013 года инспектором ЦЗН г. Балаково выданы направления на работу в ОАО " "данные изъяты"" по специальности прессовщик-вулканизаторщик (возможно с обучением) с заработной платой 15000 рублей и в ЗАО " "данные изъяты"" по специальности электросварщик ручной сварки с заработной платой 15000 рублей.
Согласно отчету об оказании государственной услуги, составленному инспектором ЦЗН г. Балаково К.Н.А. 24.06.2013 года, Дудошкину О.А. 24.06.2013 года выдано направление на работу в ОАО "данные изъяты"" по специальности прессовщик-вулканизаторщик, в ЗАО " "данные изъяты"" по специальности электросварщик ручной сварки. В отчете имеется письменная отметка Дудошкина О.А. о том, что с предложенными вариантами он не согласен, считает их неподходящими.
Из отчета об оказании государственной услуги, составленного инспектором ЦЗН К.Н.А. 26.06.2013 года следует, что 26.06.2013 года зафиксирован необоснованный отказ Дудошкина О.А. от работы. В отчете имеется подпись Дудошкина О.А. о получении им государственной услуги.
Согласно карточке персонального учета Дудошкина О.А. от работы в ОАО "данные изъяты"" он отказался, причиной отказа указано, что не устраивает профессия, от работы в ЗАО " "данные изъяты"" отказался по той же причине, а также по причине вредных условий труда и заработной платы в размере 15000 рублей.
Уведомлением инспектора ЦЗН г. Балаково К.Н.А. N от 26.06.2013 года Дудошкин О.А. уведомлен о том, что на основании статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 он не может быть признан безработным в установленном законом порядке по причине отказа от двух вариантов подходящей работы. Повторная регистрация в службе занятости возможна с 26.07.2013 года. Приказом от 26.06.2013 года N НП-10840 Дудошкину О.А. в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 отказано в признании в качестве безработного, он снят с учета в связи с отказом от двух вариантов подходящей работы. С указанным приказом Дудошкин О.А. ознакомлен 26.06.2013 года под роспись.
В пункте 4 статьи 4 Закона от 19.04.1991 года N 1032-1 закреплены критерии не подходящей работы. Так, подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Из материалов дела следует, что варианты работы, предложенные Дудошкину О.А., являлись подходящими.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что решение ЦЗН г. Балаково и действия его сотрудников по отказу в признании Дудошкина О.А. в качестве безработного и снятии с учета в связи с отказом от двух вариантов подходящей работы являются законными и соответствуют требованиям пунктов 2 и 3 статьи 3 Закона от 19.04.1991 года N 1032-1.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Не опровергает вывод суда и довод апелляционной жалобы о том, что предложенная работа в ЗАО "данные изъяты"" связана с командировками, поскольку он не основаны на положениях пункта 3 статьи 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Вопреки доводам жалобы, является обоснованным и вывод суда о том, что предлагаемая Дудошкину О.А. работа, в том числе электросварщиком, является подходящей для истца и по состоянию здоровья. Справка о состоянии здоровья от 26.11.2013 года истцом была приложена к апелляционной жалобе и ни в ЦЗН г. Балаково после осуществления мероприятий, связанных с поиском работы, ни в суд первой инстанции не представлялась. Направление для прохождения медицинской комиссии дается работодателем.
При этом судебная коллегия отмечает, что действующие нормативные правовые акты в сфере занятости населения не содержат наименования документа, подтверждающего ограничения по состоянию здоровья в трудовой деятельности для граждан, не относящихся к категории инвалидов, и необходимость предоставления такой информации органам службы занятости. Пункт 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года N 891, не дает права органам службы занятости запросить вышеуказанный документ.
Центры занятости населения не вправе осуществлять за гражданина юридически значимые действия, в том числе в части направления запросов о предоставлении каких-либо документов. Согласно пункту 6 Правил регистрации безработных граждан центры занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации только с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отклонил замечания на протокол судебного заседания от 30.10.2013 года, со ссылкой на то, что протокол по форме соответствует нормам ГПК РФ и не предусматривает дословное воспроизведение показаний в ходе судебного разбирательства, не могут служить основанием для отмены решения суда, на правильность принятого решения не влияют и рассмотрены в установленном порядке.
Таким образом, доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Руководствуясь статьям 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 30.10.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дудошкина О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.