Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кучминой А.А.,
судей Литвиновой М.В., Филатовой В.Ю.,
с участием прокурора Анашкина А.В.,
при секретаре Туктагановой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Т.В. к Абраменко А.И., Абраменко Д.А. о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении, по встречному иску Абраменко А.И., Абраменко Д.А. о признании права пользования жилым помещением по апелляционным жалобам Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 декабря 2013 года, которым первоначальные исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Кучминой А.А., объяснения Абраменко А.И., Абраменко Д.А., заключение прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соколова Т.В. обратилась в суд с иском к Абраменко А.И., Абраменко Д.А. о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении. Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома "адрес" на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 01 февраля 2007 года. В доме также зарегистрированы Абраменко А.И. и Абраменко Д.А., при этом Абраменко А.И. в доме не проживает. Ответчики членами семьи истца не являются, совместного хозяйства не ведут. На требования истца выселиться из домовладения и сняться с регистрационного учета отвечают отказом. Регистрация ответчиков в принадлежащем истцу на праве собственности доме существенным образом ограничивает её права. Соглашения о пользовании жилой площадью с ответчиками у истца не имеется. На основании ст. 31 ЖК РФ просила прекратить право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" Абраменко А.И. и Абраменко Д.А., снять их с регистрационного учета по указанному адресу, выселить Абраменко Д.А. из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. обратились в суд со встречными исковыми требованиями к Соколовой Т.В., просили признать за ними право пользования жилым домом по адресу: "адрес". Требования мотивированы тем, что Абраменко А.И. была вселена в жилой дом вместе со своим мужем ФИО9 в 1973 году собственниками данного дома, родителями мужа: ФИО10 и ФИО11, как член семьи собственника. В 1980 году у Абраменко А.И. и ФИО9 родился сын Абраменко Д.А., который с момента рождения и по настоящее время зарегистрирован и проживает в спорном доме.
Все время проживания до смерти ФИО11 истцы по встречному иску жили одной семьей, вели совместное хозяйство. Таким образом, Абраменко были вселены собственником жилого дома как члены семьи и приобрели право пользования им. В декабре 2004 года ФИО11 скончалась, после её смерти собственником жилого дома стала Соколова Т.В.
Полагали, что переход права собственности на жилой дом к Соколовой Т.В. не является основанием для прекращения их права пользования жилым помещением.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 декабря 2013 года исковые требования Соколовой Т.В. удовлетворены. Прекращено право пользования у Абраменко А.И., Абраменко Д.А. жилым помещением по адресу: "адрес". Постановлено выселить Абраменко А.И., Абраменко Д.А. из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снять их с регистрационного учета по адресу: "адрес". В удовлетворении встречных исковых требований Абраменко А.И., Абраменко Д.А. отказано.
В апелляционных жалобах Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. просят решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Соколовой Т.В. отказать, удовлетворить их встречные исковые требования. В доводах жалоб указывают, что суд необоснованно не применил положения ст. 292 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, ссылаясь на возникновение права распоряжения жилым домом у Соколовой Т.В. только с 05 февраля 2007 года, с момента вступления в наследство, а также на то, что спор между сторонами возник только в 2013 году. Право пользования Абраменко спорным жилым домом возникло до внесения изменений в ст. 292 ГК РФ Федеральным законом от 15.05.2001 N 54-ФЗ. В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, поэтому смена собственника жилого дома произошла 07 декабря 2004 года, и с этого времени возникли правоотношения между сторонами, т.е. до внесения изменений в ст. 292 ГК РФ.
В письменных возражениях помощник прокурора города Энгельса просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Прокурор в заключении указал, что решение суда по доводам апелляционных жалоб отмене не подлежит.
Истец Соколова Т.В., представитель третьего лица УФМС России по Саратовской области в городе Энгельсе в судебное заседание не явились, извещены о заседании апелляционной инстанции надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ для отмены судебного постановления.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу положений ч. 1 и ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как следует из материалов дела, Соколова Т.В. является собственником жилого дома с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями, расположенного по адресу: "адрес", на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 01 февраля 2007 года (л.д. 10). Право собственности Соколовой Т.В. на указанный жилой дом зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 февраля 2007 года (л.д. 23).
Жилой дом принадлежал наследодателю ФИО11 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18 мая 1994 года (л.д. 6-7).
Согласно домовой книге в доме Абраменко А.И. зарегистрирована с 1974 года, а Абраменко Д.А. - 1981 года (л.д. 8-9).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 05 декабря 2013 года отсутствуют сведения о правах Абраменко Д.А. на объекты недвижимости (л.д. 59).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Соколовой Т.В. и отказывая в иске Абраменко, суд первой инстанции исходил из того, что Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. не являлись и не являются членами семьи истца, вселены в дом "адрес" прежним собственником жилого помещения - ФИО11 Соглашения между ответчиками и истцом, как новым собственником жилого помещения в период досудебного спора и в ходе судебного разбирательства не достигнуто, поэтому у собственника имеется право требовать прекращения права пользования жилым домом и их выселения.
Суд, приняв во внимание в качестве достоверных доказательств показания допрошенных по ходатайству ответчиков свидетелей ФИО12 и ФИО13, также исходил из того, что Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. вселены в дом в 1973 году и 1980 году, соответственно, а потому на момент их вселения действовали положения ст. ст. 53, 127 ЖК РСФСР. При этом суд пришел к выводу о необоснованности доводов ответчиков о том, что к спорным правоотношениям должна быть применена ст. 292 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, поскольку Соколова Т.В., являясь наследником по завещанию, приобрела право собственности со дня открытия наследства - 07 декабря 2004 года, при этом право распоряжения данным имуществом возникло 05 февраля 2007 года с момента вступления в наследство и выдачи ей свидетельства о праве на наследство, т.е. в период действия ЖК РФ и ст. 292 ГК РФ с учетом изменений, внесенных после 01 января 2005 года, а спор между сторонами возник в 2013 году.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Соколовой Т.В. по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.
Согласно ст. 127 ЖК РСФСР граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), квартиру, пользуются ими для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать их внаем на условиях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Члены семьи собственника жилого дома, квартиры (ст. 53), проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное. Право пользования помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, квартиры. К отношениям пользования жилыми помещениями между собственником дома, квартиры и бывшими членами его семьи применяются правила, установленные ст. ст. 131 - 137 настоящего Кодекса.
Как следует из наследственного дела после умершего ФИО10, в жилом доме "адрес" он был зарегистрирован с супругой ФИО11 с 1964 года. Жилой дом принадлежал ФИО10 на основании договора бессрочного пользования от 25 декабря 1951 года N 10459, договора купли-продажи от 25 апреля 1968 года (л.д. 131-135).
По данным, содержащимся в домовой книге, Абраменко А.И. была вселена в дом "адрес" с мужем ФИО9 (сыном ФИО10 и ФИО11) в 1974 году. Их сын Абраменко Д.А. проживает в указанном доме с рождения.
После смерти ФИО10 собственником жилого дома "адрес" стала его супруга ФИО11, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 18 мая 1994 года (л.д. 137).
Согласно справке администрации Приволжского округа N 1749, на момент смерти ФИО11 в доме "адрес" с ней были зарегистрированы в качестве членов семьи: ФИО14, Абраменко А.И., Абраменко Д.А., ФИО15, ФИО16 (л.д. 146).
Из искового заявления Соколовой Т.В. следует, что она просит прекратить у Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. право пользования жилым домом на основании ст. 31 ЖК РФ, поскольку последние не являются членами её семьи, соглашения о пользовании жилым домом не имеется.
Между тем, согласно объяснениям Соколовой Т.В., данным в суде первой инстанции 04 декабря 2013 года, ответчики Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. были вселены в спорный жилой дом родителями истца, т.е. прежними собственниками жилого дома, в котором Соколова Т.В. стала проживать только после смерти матери ФИО11 При этом Соколова Т.В. пояснила, что разрешала проживать ответчикам в жилом доме, а оплата коммунальных услуг производилась истцом и ответчиками пополам (л.д. 56-57).
Согласно пояснениям представителя Соколовой Т.В. - Бородина А.Д. в суде апелляционной инстанции истец не оспаривала факт вселения Абраменко А.И., а затем и Абраменко Д.А. в спорное жилое помещение как членов семьи собственника жилого дома. Жилой дом фактически был разделен на две половины, каждый проживал в своей половине дома, в жилом помещении имеются два отдельных входа. При этом ответчики оплачивают истцу коммунальные услуги за свою долю в жилом доме.
В силу приведенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что Абраменко А.И. была вселена в спорное жилое помещение прежним собственником домовладения N по "адрес" ФИО10 в качестве члена его семьи, а Абраменко Д.А. - с момента рождения, следовательно, они приобрели самостоятельное право пользования жилым помещением как члены семьи ФИО10 и ФИО11 Более того, исходя из пояснений истца следует, что после перехода права собственности на жилой дом к Соколовой Т.В. Абраменко проживали в жилом помещении с её разрешения и между ними сложился порядок пользования жилым помещением. Таким образом, изложенные в исковом заявлении доводы Соколовой Т.В. со ссылкой на ст. 31 ЖК РФ о прекращении права пользования спорным домовладением Абраменко А.И. и Абраменко Д.А., а также о выселении Абраменко Д.А., являются необоснованными, и оснований для применения к названным правоотношениям положений ст. 31 ЖК РФ не имеется.
При этом судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям положений ст. 292 ГК РФ с учетом изменений, внесенных после 01 января 2005 года.
Как следует из наследственного дела после умершей 07 декабря 2004 года ФИО11, её наследником является Соколова Т.В. на основании завещания от 18 ноября 2002 года (л.д. 143-145, 149).
01 февраля 2007 года Соколовой Т.В. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на жилой дом с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями, находящийся по адресу: "адрес" (л.д. 162-163).
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Как разъяснено в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
С учетом приведенных норм права Соколова Т.В. является собственником жилого дома "адрес" со дня открытия наследства, т.е. с 07 декабря 2004 года. При этом обременение в виде права пользования жилым помещением Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. сохраняется и после смерти собственника жилья, так как при наследовании имущества умершего наследство переходит к другим лицам в неизменном виде как единое целое с теми же правами, обязанностями и обременениями.
Согласно положениям п. 2 ст. 292 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 15.05.2001 N 54-ФЗ, действовавшей до 01 января 2005 год) переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Следует учесть, что право пользования спорным жилым помещением возникло у Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. до введения в действие ЖК РФ, т.е. до 01 марта 2005 года, в связи с чем в силу положений п. 2 ст. 292 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 15.05.2001 N 54-ФЗ) переход права собственности на жилой дом к Соколовой Т.В. не является основанием для прекращения права пользования ответчиков жилым помещением как членами семьи прежнего собственника.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Соколовой Т.В. и отказа в удовлетворении исковых требований Абраменко А.И. и Абраменко Д.А. у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 декабря 2013 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Соколовой Т.В. к Абраменко А.И., Абраменко Д.А. о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении отказать, признать у Абраменко А.И., Абраменко Д.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес".
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 декабря 2013 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Соколовой Т.В. к Абраменко А.И., Абраменко Д.А. о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении отказать.
Признать у Абраменко А.И., Абраменко Д.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.