Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Желонкиной Г.А., Совкича А.П.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов Минулиной Н.С. к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Базарно-Карабулакского района", министерству социального развития Саратовской области о понуждении произвести ремонт эндопротеза, по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 12.02.2014 года, которым требования к министерству социального развития Саратовской области удовлетворены. В удовлетворении требований к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Базарно-Карабулакского района" отказано. Министерство социального развития Саратовской области обязано в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить Минулину Н.С. техническим средством реабилитации, а именно оказать услугу по ремонту ранее предоставленного кохлеарного имплантанта "данные изъяты" путем замены вышедшего из строя речевого процессора заушного типа в комплекте на современную модель речевого процессора - "данные изъяты") в комплектации с микрофоном T-mic, с четырьмя аккумуляторами "данные изъяты" со скобой для улучшения качества слухоречевой реабилитации.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя министерства социального развития Саратовской области Пилипенко И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Новичкова Е.А., полагавшего решение суда законным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Минулиной Н.С. к министерству социального развития Саратовской области, государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Базарно-Карабулакского района" о понуждении произвести ремонт эндопротеза, что также относится к надлежащему обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.
В обоснование требований заместитель прокурора указал, что Минулина Н.С., "дата" года рождения, является инвалидом "данные изъяты" с диагнозом: "данные изъяты" и нуждается в социальном обеспечении. "дата" Минулина Н.С. проимплантирована техническим средством реабилитации системой кохлеарной имплантации "данные изъяты" В соответствии с техническим заключением ООО "данные изъяты" "данные изъяты" указанное техническое средство реабилитации требует ремонта (замена отдельных элементов - контактных разъемов на речевом процессоре, головного передатчика, зарядного устройства (комплекта), аккумуляторных батарей). Медицинскими заключениями "данные изъяты"" от "дата" и "дата" Минулиной Н.С. рекомендована замена наружной части эндопротеза (речевого процессора заушного типа в комплекте) на современную модель - "данные изъяты") в комплектации с микрофоном T-mic, с четырьмя аккумуляторами "данные изъяты", с блоком питания AuriaPowerPak со скобой для улучшения качества слухоречевой реабилитации.
Прокурор полагает отказ ответчиков в надлежащем обеспечении Минулиной Н.С. техническим средством реабилитации - речевым процессором путем ремонта в виде замены наружной части эндопротеза (речевого процессора заушного типа в комплекте) неправомерным. Просил обязать министерство социального развития Саратовской области и государственное автономное учреждение Саратовской области "Центр социальной защиты населения Базарно-Карабулакского района" в срок до 01.02.2014 года произвести Минулиной Н.С. замену наружной части эндопротеза (речевого процессора заушного типа в комплекте).
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
Министерство социального развития Саратовской области не согласилось с постановленным решением суда в удовлетворенной части требований, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение норм процессуального права, поскольку суд вышел за пределы предмета иска и обязал министерство социального развития Саратовской области обеспечить Минулину Н.С. техническим средством реабилитации путем оказания услуги по ремонту ранее предоставленного кохлеарного имплантанта заменив вышедший из строя речевой процессор. Однако в решении суда не имеется ссылок на норму права. Судом не было принято во внимание, что кохлеарный имплантант Минулиной Н.С. был установлен в рамках высокотехнологической медицинской помощи, за счет средств, выделяемых в сферу здравоохранения через Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а не через министерство социального развития Саратовской области и влечет нарушение принципов бюджетной системы Российской Федерации.
На доводы апелляционной жалобы Минулиной Н.С. поданы возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель министерства социального развития Саратовской области Пилипенко И.В. жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней.
Иные участники процесса, их представители, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что Минулина Н.С., "дата" года рождения, вследствие заболевания является инвалидом "данные изъяты", ей установлена "данные изъяты" инвалидности бессрочно. "дата" Минулиной Н.С. проведена кохлеарная имплантация правого уха, установлен диагноз: "данные изъяты".
За счет средств федерального бюджета через Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации истцу было предоставлено техническое средство реабилитации - кохлеарный имплантант "данные изъяты" комплектации.
Филиалом-бюро N ФГУ Главного бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области Минулиной Н.С. разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида. Согласно программы включены мероприятия по замене комплектующих к кохлеарному имплантанту: "данные изъяты" в комплектации, с указанием на бессрочность оказания данной услуги.
29.04.2011 года Минулина Н.С. обратилась в ГУ "Управление социальной поддержки населения Базарно-Карабулакского района" с заявлением о проведении медико-технической экспертизы для определения потребности в ремонте или досрочной замены технического средства реабилитации, а 23.11.2011 года - с заявлением о постановке на учет для замены речевого процессора.
По техническому заключению сервисного центра ООО " "данные изъяты" контактные разъемы на речевом процессоре имеют люфт, в связи с этим в электрической цепи отсутствует надежный контакт, вызывая систематический сбой; головной передатчик (1) - в нерабочем состоянии, головной передатчик (2) - в рабочем состоянии; зарядное устройство (комплект) - блок питания требует замены; аккумуляторные батареи - исчерпали свой ресурс (держат заряд не более 2 часов при норме работы 14-18 часов). Для обеспечения работоспособности системы необходимо вышеуказанные элементы технического средства реабилитации заменить на новые.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит, в том числе реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 16.03.2013) утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В данном перечне указаны следующие реабилитационные меры: протезирование, технические средства реабилитации - эндопротезы, а также предоставление услуг по ремонту указанных технических средств реабилитации.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка (как и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240) обеспечение техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замена ранее предоставленного технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на указанные мероприятия.
Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что подлежащий замене на новый речевой процессор является составной частью средства реабилитации инвалида Минулиной Н.С. - кохлеарного имплантанта. Без замены внешней части кохлеарного имплантанта (речевого процессора), вышедшей из строя, его работа невозможна. Замену указанного элемента следует рассматривать как ремонт технического средства реабилитации, находящегося в эксплуатации у инвалида, то есть как услугу, предусмотренную Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, оказание которой гарантировано государством.
Минулиной Н.С. в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации инвалида, необходима замена комплектующих к кохлеарному имплантанту: "данные изъяты" со скобой в комплектации.
Доводы апелляционной жалобы явились предметом исследования суда первой инстанции и получили должную оценку.
Удовлетворяя настоящий иск, суд обоснованно ссылался на конкретные обстоятельства дела и исследованные в суде доказательства. Удовлетворением исковых требований Минулиной Н.С. права министерства социального развития Саратовской области, а также государственные интересы, не нарушены, поскольку в силу статьи 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, а также на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Нарушение принципов бюджетной системы Российской Федерации, о чем указывает автор жалобы, не имеется.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В целях реализации указанного соглашения постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 N 29-П утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и услугами, а также отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно пунктам 2 и 3 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Следовательно, именно министерство социального развития Саратовской области обеспечить Минулину Н.С. техническим средством реабилитации оказав услугу по ремонту ранее предоставленного кохлеарного имплантанта "данные изъяты" путем замены вышедшего из строя речевого процессора.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда отвечает требованиям статьи 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, а доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 12.02.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.