Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Поляниной О.А. и Рябихина О.Е.,
при секретаре Елисеевой Е.С.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Фрунзенского района города Саратова (далее - прокурор) в защиту прав и законных интересов неограниченного круга лиц к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет) о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательств
по апелляционной жалобе комитета на решение Волжского районного суда города Саратова от 18 декабря 2013 года, которым постановлено:
"признать незаконным бездействие комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильной дороги, расположенной по адресу: город Саратов, 10-й Шелковичный проезд, дом N 9; улица Вокзальная, дом N 14; улица Рабочая, дом N 145;
улица Сакко и Ванцетти, дом N 12; улица Хользунова, дом N 21 "а".
Обязать комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" организовать в соответствии с Государственным стандартом РФ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93) ремонт автомобильной дороги в городе Саратове по улице Хользунова около дома N 21 "а"
в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения представителя третьего лица муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) "Дорстрой"
Бахановой Т.А. по доверенности от "дата", возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неограниченного круга лиц к комитету о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязательств по ремонту дорожного полотна в соответствии с ГОСТ Р 50597-93. В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, проведенной прокуратурой Фрунзенского района города Саратова, на участках автодорог на улицах Рахова, Хользунова, Сакко и Ванцетти, Вокзальная, Рабочая,
10-й Шелковичный проезд в городе Саратове выявлены нарушения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а именно: на участке дороги рядом с домом N 17 по
улице Рахова города Саратова имеется выбоина (разрушение) и просадка
длиной 0,41 м, шириной 0,94 м, глубиной 0,11 м; на участке дороги рядом с
домом N 21 "а" по улице Хользунова города Саратова имеется выбоина (разрушение) длиной 1,27 м, шириной 0,65 м, глубиной 0,07 м; на участке дороги рядом с
домом N 12 по улице Сакко и Ванцетти города Саратова имеется просадка длиной 1,3 м, шириной 1,45 м, глубиной 0,06 м; на участке дороги рядом с домом N 14 по улице Вокзальная города Саратова имеется выбоина (разрушение) длиной 0,51 м, шириной 0,47 м, глубиной 0,08 м; на участке дороги рядом с домом N 145 по
улице Рабочая города Саратова имеется просадка; на участке дороги рядом с
домом N 9 по 10-му Шелковичному проезду города Саратова имеется выбоина (разрушение) длиной 0,68 м, шириной 0,76 м, глубиной 0,06 м, размеры которых превышают значения, предельно допустимые по ГОСТу Р 50597-93. Указанные дороги закреплены на праве оперативного управления за комитетом, на который возложена функция заказчика по ремонту и содержанию муниципальных дорог. Поскольку безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования "Город Саратов" затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог около дома N 9 по 10-му Шелковичному проезду,
дома N 14 по улице Вокзальная, дома N 145 по улице Рабочая, дома N 12 по
улице Сакко и Ванцетти, дома N 21 "а" по улице Хользунова в городе Саратове,
а также обязать ответчика организовать ремонт дорожного полотна около дома
N 21 "а" по улице Хользунова в городе Саратове. От поддержания исковых требований в части возложения на комитет обязанности по выполнению ремонтных работ на иных указанных участках дорог прокурор отказался в связи с добровольным выполнением ответчиком ремонтных работ на данных участках автодорог.
Определением суда от 18 декабря 2013 года принят отказ прокурора от иска в части возложения на комитет обязанности по организации ремонта дорожного полотна около дома N 9 по 10-му Шелковичному проезду, дома N 14 по
улице Вокзальная, дома N 145 по улице Рабочая, дома N 12 по улице Сакко и Ванцетти в городе Саратове, производство по делу в указанной части прекращено.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.
Комитет в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела. Комитет не согласен с данной судом оценкой представленных доказательств. Указывает, что комитет является ненадлежащим ответчиком, поскольку на него возложена функция заказчика по ремонту и содержанию муниципальных дорог. В соответствии с возложенной функцией муниципального заказчика комитет заключил муниципальный контракт по содержанию дорожно-уличной сети, мостовых сооружений, путепроводов и подземных переходов, следовательно, ответственность по содержанию дорожно-уличной сети лежит на подрядчике. Также полагает, что прокурор, обратившись с заявленным иском, фактически продублировал функции Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция), что является недопустимым.
Представитель МУП "Дорстрой" в судебном заседании полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу комитета - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении заявления судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон - N 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Пунктом 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 6 ст. 13, пп. 1, 2, 3 ст. 17 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Закона N 196-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 17 Закона N 257-ФЗ капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог (ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации
(далее - БК РФ).
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (Правила дорожного движения Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, автомобильные дороги в районе дома N 9 по 10-му Шелковичному проезду, дома N 14 по улице Вокзальная, дома N 145 по улице Рабочая, дома N 12 по
улице Сакко и Ванцетти, дома N 21 "а" по улице Хользунова в городе Саратове расположены в границах муниципального образования "Город Саратов" и являются автомобильными дорогами общего пользования (л.д. 138).
Участок дороги рядом с домом N 21 "а" по улице Хользунова города Саратова имеет разрушение дорожного полотна: выбоина длиной 1,27 м, шириной 0,65 м, глубиной 0,07 м; участок дороги рядом с домом N 12 по улице Сакко и Ванцетти города Саратова имеет разрушение дорожного полотна: просадка длиной 1,3 м, шириной 1,45 м, глубиной 0,06 м; участок дороги рядом с домом N 14 по
улице Вокзальная города Саратова имеет разрушение дорожного полотна: выбоина длиной 0,51 м, шириной 0,47 м, глубиной 0,08 м; участок дороги рядом с
домом N 145 по улице Рабочая города Саратова имеет разрушение дорожного полотна: просадка; участок дороги рядом с домом N 9 по 10-му Шелковичному проезду города Саратова имеется выбоина (разрушение) длиной 0,68 м, шириной
0,76 м, глубиной 0,06 м, размеры которых превышают значения, предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93, что подтверждается актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от "дата", "дата", "дата",
"дата" и фотографиями (л.д. 32-33, 51-52, 71-72, 92-93, 112-113).
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-281 утверждено Положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Положение).
В силу п. 1.1 Положения комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с пп. 2.1, 2.2 и 2.3 Положения основными задачами комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение безопасности дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами организует деятельность по проектированию, строительству автомобильных дорог местного значения (п. 3.1.3 Положения).
Согласно п. 4.1 Положения комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, печать со своим наименованием, соответствующие бланки и штампы, лицевые счета в соответствии с законодательством, выступает истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) в суде, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных
п. 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, "дата" между
комитетом и МУП "Дорстрой" заключен муниципальный контракт
N, согласно которому на последнее
возложена обязанность по выполнению работ по содержанию автомобильных
дорог общего пользования муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с Перечнем объектов дорожно-уличной сети города Саратова и сдать результат работ заказчику (п. 1.1). Вместе с тем Заказчик (комитет) обязан принять и оплатить результат работ (п. 1.2). Подрядчик (МУП "Дорстрой") обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями действующих нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 2.4.2), устранять за свой счет дефекты и брак, выявленные как при приемке работ, так и в течение срока предоставления гарантии качества выполненных работ (п. 2.4.6). Заказчик вправе контролировать ход и качество выполняемых работ в любое время (п. 2.6), приемка работ производится в соответствии с требованиями действующих нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 2.9). Таким образом, комитет вправе и должен контролировать выполнение МУП "Дорстрой" условий вышеназванного контракта.
ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России
от 11 октября 1993 N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Согласно п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности бездействия комитета по организации мероприятий по ремонту дорожного полотна в районе дома N 9 по 10-му Шелковичному проезду, дома N 14 по улице Вокзальная, дома N 145 по улице Рабочая, дома N 12 по улице Сакко и Ванцетти, дома N 21 "а" по улице Хользунова в городе Саратове и возложении на комитет обязанности организовать мероприятия по ремонту дорожного полотна у дома N 21 "а" по улице Хользунова города Саратова, поскольку представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее на момент подачи прокурором искового заявления исполнение комитетом возложенной на него законом обязанности по содержанию автодороги местного значения.
Довод жалобы о том, что прокурор, обратившись с настоящим иском, продублировал функции Госавтоинспекции, является несостоятельным, поскольку в силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Кроме того, ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Необходимость надлежащего содержания автомобильных дорог обусловлена обеспечением безопасности дорожного движения, что затрагивает интересы как граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Саратов", так и иных граждан, пользующихся указанными автодорогами.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования судом первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.