Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Поляниной О.А., Совкича А.П.,
при секретаре Королевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахметовой Р.Г. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области о признании права на досрочную трудовую пенсию, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 30 января 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области Шапкиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметова Р.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила о признании права на досрочную трудовую пенсию, включении периодов работы с 01 сентября 1999 года по 19 января 2001 года в акционерном обществе " "данные изъяты"" и с 20 января 2001 года по 23 сентября 2004 года в колхозе " "данные изъяты"" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области (далее - УПФР) от 14 октября 2013 года ей прекращена выплата досрочной трудовой пенсии, назначенной в соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа - 15 лет. В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены вышеуказанные периоды работы Ахметовой Р.Г., со ссылкой на то обстоятельство, что записи о трудовой деятельности истца внесены во вкладыш трудовой книжки колхозника, бланк которой не соответствует установленному образцу.
Рассмотрев возникший спор, Ершовский районный суд Саратовской области постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, УПФР подана апелляционная жалоба, в которых ее автор просит об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы УПФР ссылается на необоснованное применение судом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, указывая, что в оспариваемые периоды Ахметова Р.Г. не являлась застрахованным лицом, а также на неисполнение страхователем обязанности по предоставлению сведений о включаемых в страховой стаж периодах работы застрахованных лиц до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Указывает, что акционерное общество " "данные изъяты"" и колхоз " "данные изъяты"" предоставляли индивидуальные сведения о работающих в них лицах, указанные сведения не содержат данных об Ахметовой Р.Г., в связи с чем оснований полагать, что она работала в спорные периоды в вышеуказанных организациях, не имеется.
В заседание судебной коллегии Ахметова Р.Г. не явилась, извещена о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не поступило. При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Как следует из материалов дела, Ахметова Р.Г. относится к женщинам, родившим пять детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет.
Решением УПФР Ахметовой Р.Г. прекращена выплата досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно данному решению УПФР Ахметова Р.Г. в возрасте 52 лет имеет 5 лет 9 месяцев 27 дней страхового стажа и 12 лет 1 месяц и 8 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 673 от 10 октября 2013 года в стаж работы Ахметовой Р.Г. не включены периоды работы с 01 сентября 1999 года по 19 января 2001 года в акционерном обществе " "данные изъяты"" и с 20 января 2001 года по 23 сентября 2004 года в колхозе " "данные изъяты"", поскольку записи о трудовой деятельности в качестве доярки внесены во вкладыш в трудовую книжку колхозника, бланк которой не соответствует установленному образцу, подтвердить дополнительными документами указанные периоды не представляется возможным, так как документы колхоза " "данные изъяты"" на хранение в архив не поступали, колхоз " "данные изъяты"" снят с учета 05 июля 2011 года.
В постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получать трудовую пенсию. Исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона N 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 Закона N 173-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 13 Закона N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями ст. 13 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из пункта 1 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) следует, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В пункте 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, указано, что при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 34 вышеуказанных Правил).
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью. Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 15 вышеуказанного постановления разъяснено, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно трудовой книжке колхозника N 115 и вкладыша к ней, в период с 01 сентября 1999 года по 19 января 2001 года Ахметова Р.Г. работала дояркой в акционерном обществе " "данные изъяты"", с 19 января 2001 года акционерное общество " "данные изъяты"" реорганизовано в колхоз " "данные изъяты"", 23 сентября 2004 года Ахметова Р.Г. уволена из колхоза " "данные изъяты"" по собственному желанию.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13 ноября 2013 года N 64011 деятельность колхоза " "данные изъяты"" прекращена 05 июля 2011 года на основании решения Арбитражного суда Саратовской области.
Согласно архивной справке сектора по делам архивов администрации Ершовского муниципального района Саратовской области от 20 марта 2013 года N П-265 документы колхоза " "данные изъяты"" на хранение в архив не поступали.
Свидетели ФИО14 и ФИО12, допрошенные судом первой инстанции, подтвердили, что в спорные периоды Ахметова Р.Г. работала в колхозе " "данные изъяты"" в качестве доярки.
При таких обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования и возлагая на УПФР обязанность по включению спорных периодов работы Ахметовой Р.Г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что трудовая книжка колхозника в силу п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, является документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности применения судом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, поскольку Ахметова Р.Г. в спорные периоды не являлась застрахованным лицом, не является основанием к отмене решения.
При этом районным судом обоснованно учтено, что документы о работе Ахметовой Р.Г. в архиве отсутствуют по причинам, не связанным с виновными действиями истца, работа Ахметовой Р.Г. в акционерном обществе " "данные изъяты"" и колхозе " "данные изъяты"", как лица, не зарегистрированного в спорные периоды в качестве застрахованного, подтверждена записями в трудовой книжке колхозника и показаниями двух свидетелей.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию закона. Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельствам дела не дает оснований считать решение неправильным. Суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 ГПК РФ, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 30 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ершовском районе Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.