Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кучминой А.А.,
судей Садовой И.М., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Лукьянове М.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забрудской О.С. к товариществу собственников жилья "Пензенская-4" (далее по тексту - ТСЖ "Пензенская-4"), бухгалтеру Марецкой Р.В. о перерасчете платежей за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Забрудской О.С. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 10.12.2013 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения Забрудской О.С., ее представителя Самохваловой О.С., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ТСЖ "Пензенская-4" - Хренникова В.И., объяснения ответчика Марецкой Р.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Забрудская О.С. обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просила произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги - холодное водоснабжение (ХВС) и водоотведение ХВС, на основании показаний прибора учета, возвратить незаконно начисленные пени, взыскать компенсацию морального вреда. Требования мотивировала тем, что в кв. N, расположенной в "адрес", принадлежащей ей на праве общей долевой собственности (1/3 доли), установлен индивидуальный прибор учета ХВС. Однако ТСЖ "Пензенская-4" выставляет счет по оплате коммунальных услуг: ХВС, водоотведение ХВС с учетом количества проживающих (5 человек) по нормативам потребления. Ответчик отказывается принимать показания индивидуального прибора учета ХВС истца, мотивируя тем, что он не является антимагнитным.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Забрудская О.С. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Считает, что ответчик необоснованно не принимает показания индивидуального прибора учета ХВС, поскольку отсутствие пломбы на нем не доказывает его неисправность. Автор жалобы выражает свое несогласие с выводами суда относительно количества проживающих в квартире граждан, так как в квартире прописано и проживает 3 человека, что подтверждается справками и квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг. Полагает, что ответчик незаконно увеличивал тарифы на содержание и ремонт жилья. Указывает, что ТСЖ "Пензенская-4" незаконно включила в платежные квитанции графу "услуги банка".
В судебном заседании Забрудская О.С., ее представитель Самохвалова О.С., поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда отменить.
Представитель ТСЖ "Пензенская-4" - Хренников В.И., ответчик Марецкая Р.В. в судебном заседании просили решение оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалам дела, Забрудская О.С. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Собственниками помещений многоквартирного д. N по "адрес" для организации совместного управления и обеспечения эксплуатации недвижимого имущества было создано ТСЖ "Пензенская-4".
Согласно пп. 15, 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (в редакции от 27.08.2012 г., действующей до 01.01.2015 г.) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В 2009 г. истец установил в жилом помещении индивидуальный прибор учета ХВС СГВ -15 N 13850830, 08.09.2009 г. выпуска (дата поверки). Согласно паспорту прибора межповерочный интервал при работе счетчика ХВС - 6 лет (п. 8.3.1). В графе 14 паспорта сведения о дате ввода счетчика в эксплуатацию отсутствуют (л.д.13).
Согласно п. 35 Правил установления и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 приборы учета должны быть утвержденного типа и прошедшими поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ и об обеспечении единства измерений.
В ст. 2 Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" определено понятие "ввод в эксплуатацию средства измерений", как документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.
С целью осуществления такого учета согласно ч. 5 ст. 13 указанного Федерального закона собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, анализ приведенных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по вводу приборов учета в эксплуатацию законом возложена именно на собственников объектов недвижимости, в том числе на собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Документом, дающим право потребителю рассчитываться за потребленную холодную воду и за водоотведение ХВС по показаниям индивидуального прибора учета является "Акт допуска в эксплуатацию (или ввода в эксплуатацию) прибора учета". Данный акт составляется и выдается эксплуатирующей организацией после осмотра и опломбирования данного прибора.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в подп. "г" п. 52 на потребителя - гражданина, использующего коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возлагалась обязанность обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в силу с 01.01.2013 г., приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Забрудская О.С., являясь потребителем коммунальных услуг, платежи по оплате за ХВС и водоотведение ХВС до марта 2013 г. производила исходя из показаний индивидуального прибора учета ХВС, установленного 02.12.2009 г.
Согласно приказу ТСЖ "Пензенская-4" от "дата" N жильцы многоквартирного дома были обязаны заменить счетчики ХВС на антимагнитные на основании решения правления. В случае отсутствия замены индивидуальных приборов ХВС, с "дата" начисление за ХВС производится по нормативам начисления 9 куб.м за 1 человека ( л.д. 53).
"дата" слесарем ТСЖ "Пензенская-4" ФИО9 был осуществлен выход в квартиру истца для проверки индивидуального прибора учета, однако Забрудская О.С. отказала в допуске для проверки прибора учета (л.д.54).
Председателем правления ТСЖ "Пензенская-4" в адрес истца вынесено предупреждение с требованием о замене прибора учета и его опломбировании. Получить предупреждение истец отказался (л.д.56).
В суде апелляционной инстанции Забрудская О.С. подтвердила, что на индивидуальном приборе учета ХВС, установленном в ее квартире, действительно отсутствует опломбировка с 2010 г., поскольку пломба утрачена по вине домашнего животного, до настоящего времени счетчик не опломбирован, не отрицала и того, что с письменным заявлением о получении акта ввода в эксплуатацию к ответчику не обращалась.
Как установлено в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, с марта 2013 г. истцу выставляются счета на оплату услуг ХВС и водоотведения ХВС исходя из нормативов потребления. Причиной для начисления оплаты по нормативу потребления явилось то, что индивидуальный прибор учета ХВС имеет нарушения опломбировки.
Пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81).
В соответствии с п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В силу п. 62 Правил при обнаружении факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета, исполнителем прекращается использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и производится перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования и его круглосуточной работы за период, начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, до даты устранения такого вмешательства. Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работ прибора учета.
Так, к обязанностям потребителя услуг, в рассматриваемом споре - Забрудской О.С., относится обязанность при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного) комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем (п.п. "б" п. 34). Однако истец данную обязанность надлежащим образом не исполнил.
При изложенных выше обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования о возложении на бухгалтера Марецкую Р.В. обязанности производить начисления платы за ХВС исходя из показаний прибора учета, произвести перерасчет за ХВС и водоотведение ХВС на основании показаний прибора учета удовлетворению не подлежали.
Доводы жалобы о необоснованности начисления платы за ХВС из расчета 5 человек основанием к отмене решения суда не являются.
Общим собранием собственников многоквартирного дома от "дата" принято решение взимать плату по количеству фактически проживающих в помещении граждан, а не по числу зарегистрированных, а также решение о повышении тарифа на ремонт жилья на 15 % (л.д. 47-49). Общим собранием собственников многоквартирного дома от "дата" приняты решения об установлении тарифов на зимний и летний период обслуживания дома. Данные решения не оспорены.
Как усматривается из квитанций по оплате ЖКУ за март, апрель 2013 г. истцу начислено за ХВС по 424 руб. 44 коп., по нормативу исходя из количества 3-х человек (15 руб. 72 коп. х 9 куб. м х 3 чел). В июле-сентябре 2013 г. истцу произведено начисление ХВС - 769 руб. 05 коп. по нормативу исходя из количества 5 человек (17 руб. 09 коп. х 9 куб. м х 5 чел).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период с марта 2013 г. по сентябрь 2013 г. в квартире истца фактически проживало пять человек, что подтверждается актами ТСЖ "Пензенская-4" (л.д. 58-59) и показаниями свидетелей, допрошенных судом первой инстанции, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы о необоснованности начисления платы по содержанию и ремонту жилья по тарифам, установленным ТСЖ "Пензенская-4" и оплате "услуг банка", не подлежат проверке, поскольку данные требования не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, самостоятельные требования об оспаривании тарифов по оплате за содержание и ремонт жилья, оплате "услуг банка" Забрудской О.С. заявлены не были.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон подлежащий применению определены судом правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения, каких-либо нарушений норм процессуального закона при рассмотрении дела не допущено (ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 10.12.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Забрудской О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.