Апелляционное определение СК по административным делам Сахалинского областного суда от 20 февраля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего
Качура И.О.,
судей
Минькиной И.В., Юсовой Е.П.,
при секретаре
М.И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения должностных лиц Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Дальневосточного филиала об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона
по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Дальневосточного филиала ФИО7 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 20 сентября 2013 года, которым заявление ФИО1 удовлетворено частично. Признано незаконным решение комиссии Дальневосточного филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке на учет спасателей, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в городе Южно-Сахалинске. С Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в пользу ФИО1 взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения ФИО1, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Южно-Сахалинский городской суд с заявлением об оспаривании решения комиссии ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Дальневосточный филиал от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке на учет спасателей, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в г. Южно-Сахалинске и возложении обязанности устранить нарушения посредством восстановления его на учете; взыскании с заинтересованного лица уплаченной им государственной пошлины. В обоснование требований указал, что работает спасателем в Сахалинском поисково-спасательном отряде МЧС России имени В.А. Полякова (филиал ФКУ "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") и в 2009 году был поставлен на учет нуждающихся в получении служебного жилья. С 01 декабря 2011 года жилищная комиссия ФКУ "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" упразднена и ее функции переданы ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", в связи с чем, он обратился в указанное учреждение за получение сведений относительно очередности на получение служебного жилого помещения. Письмом ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщено о том, что он на соответствующем учете не состоит. По указанной причине, ДД.ММ.ГГГГ заявителем в указанное учреждение направлен пакет необходимых документов с целью постановки на учет. Вместе с тем, в апреле 2013 года им получена выписка из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО1 отказано в постановке на учет спасателей, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в городе Южно-Сахалинске. Считает данный отказ неправомерным, нарушающим его права.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО5 заявление поддержали.
Представитель Сахалинского поисково-спасательного отряда МЧС России имени ФИО4 (филиал ФКУ "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") ФИО6 заявление поддержала.
Представитель ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Дальневосточный филиал в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом вынесено вышеприведенное решение суда, которое представитель ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Дальневосточный филиал ФИО7 в апелляционной жалобе просит отменить как принятое в нарушение норм процессуального и материального права. В обоснование указывает на ограничение права заинтересованного лица обжаловать определение суда от 20 сентября 2013 года об отказе в удовлетворении ходатайства о передаче гражданского дела в другой суд по месту нахождения ответчика, в соответствии с территориальной подсудностью. Полагает, что при рассмотрении дела суд необоснованно применил нормы жилищного законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с предоставлением жилых помещений по договору социального найма, тогда как предметом рассматриваемых правоотношений является предоставление специализированных жилых помещений. Указывает на отсутствие у ФИО1 законных оснований для признания нуждающимся в получении служебного жилого помещения по причине наличия постоянной регистрации и проживания в квартире, принадлежащей его родителям. Ссылаясь на положения части 1 статьи 31, 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полагают, что ФИО8 является членом семьи собственников жилого помещения и считается обеспеченным жилым помещением в г. Южно-Сахалинске по месту осуществления трудовой деятельности.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1, находясь в трудовых отношениях с Сахалинским поисково-спасательном отрядом МЧС России имени В.А. Полякова (филиал ФКУ "Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России"), ДД.ММ.ГГГГ с решением жилищной комиссии Сахалинского поисково-спасательного отряда имени В.А. Полякова включен в список нуждающихся в предоставлении служебного жилья с составом семьи из трех человек.
В сентябре 2012 года ФИО1 обратился в ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Дальневосточный филиал, осуществляющего с 01 декабря 2011 года полномочия по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований, во вопросу его нахождения на учете спасателей, нуждающихся в предоставлении служебного жилья.
Письмом ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предложено обратиться в указанный орган с заявлением о постановке на учет спасателей, нуждающихся в предоставлении служебного жилья в городе Южно-Сахалинске, поскольку на соответствующем учете он не состоит.
Решением заседания комиссии Дальневосточного филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю отказано в постановке на указанный учет, поскольку последний является членом семьи собственников жилого помещения по месту прохождения службы.
Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Пунктом 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Из приведенных законоположений следует, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Судом апелляционной инстанции установлено, что поводом к обращению заявителя в суд явилось его нуждаемость в предоставлении служебного жилого помещения, обусловленная выездом из квартиры, расположенной по адресу: "адрес" принадлежащей на праве собственности его родителям ФИО9 и ФИО8
Кроме того, к моменту постановки на учет и до настоящего времени у ФИО1 отсутствует в собственности, пользовании и владении жилое помещение в городе Южно-Сахалинске, заявитель не проживает совместно с родителями по месту своей регистрации, не использует право пользования данным жилым помещением, поскольку проживает отдельно со своей семьей, в состав которой входят его супруга ФИО10 и сын ФИО8
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями заявителя, показаниями свидетелей ФИО16, ФИО8, ФИО9, ФИО11, ФИО12, а также материалами приватизационного дела о передаче квартиры, расположенной по адресу: "адрес" собственность граждан.
С учетом изложенного, решение комиссии об отказе в постановке ФИО1 на учет спасателей, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в городе Южно-Сахалинске, не основано на положениях закона, нарушает права и свободы заявителя.
Доказательств, указывающих на недействительность установленных судом обстоятельств, а также на отсутствие фактической нуждаемости ФИО1 в служебном жилом помещении, заинтересованным лицом не представлено.
Вместе с тем, обязанности по доказыванию обстоятельств, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия) (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод апелляционной жалобы об ограничении права заинтересованного лица обжаловать определение суда опровергается материалами дела, поскольку определение суда от 20 сентября 2013 года об отказе в удовлетворении ходатайства о передаче гражданского дела в суд по месту нахождения заинтересованного лица направлено судом первой инстанции и получено Дальневосточным филиалом ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" 10 октября 2013 года (л.д. 217, 218), что не препятствовало последнему обжаловать судебное постановление в порядке, предусмотренном гражданским-процессуальным законодательством.
Учитывая, что иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь принятия по делу иного решения, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 20 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Дальневосточный филиал ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Качура И.О.
Минькина И.В.
Юсова Е.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.