Апелляционное определение СК по административным делам Сахалинского областного суда от 20 февраля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего
Качура И.О.,
судей
Минькиной И.В., Юсовой Е.П.,
при секретаре
М.И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Сахалинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционным жалобам ФИО1 и исполняющего обязанности управляющего Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО5 Т.Т. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 октября 2013 года, которым исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными бездействия Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по не обеспечению ФИО1 санаторно-курортным лечением в 2012 году. На Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить ФИО1 санаторно-курортным лечением в соответствии с медицинскими показаниями. С Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Сахалинскому региональному отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) о признании незаконными бездействий по обеспечению санаторно-курортным лечением в соответствии с медицинскими показаниями, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона и взыскании компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей. В обоснование требований указал, что является инвалидом второй группы и имеет право на получение бесплатного санаторно-курортного лечения. В 2012 и 2013 годах обращался в Фонд для получения путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевкой обеспечен не был и соответствующего лечения не проходил, что нарушает его права в области предоставления указанного вида социальной помощи. Бездействия Фонда причиняют ему физические страдания, поскольку он не получает санаторно-курортного лечения, что отрицательно сказывается на состояние его здоровья.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал.
Представитель Фонда ФИО13 возражала против удовлетворения иска.
Судом принято вышеуказанное решение, которое обжалуют ФИО1 и исполняющий обязанности Фонда ФИО14 В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда изменить, полагая необоснованно заниженным размер компенсации морального вреда, поскольку он не соответствует степени моральных и физических страданий, понесенных в связи с нарушением прав на обеспечение санаторно-курортным лечением.
Представитель Фонда ФИО15 в жалобе указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права. Ссылается на выделение истцу 22 октября 2013 года путевки по профилю лечения "болезни системы пищеварения". Обращает внимание на то, что не предоставление ФИО1 путевки в 2012 году обусловлено отсутствием бюджетных ассигнований, сокращением объема средств передаваемых Фонду для обеспечения граждан льготных категорий санитарно-курортным лечением. Отмечает, что в период времени с 10 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года ФИО1 не подтвердил свою нуждаемость в предоставлении льготной путевки. Ссылается на отсутствие в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гарантий ежегодного, приоритетного либо внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющим право на государственную социальную помощь, а также норм компенсации неиспользуемых путевок. Считает, что разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, судом не приняты положения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возмещение вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, за счет соответствующей казны.
Обсудив доводы жалоб, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, а собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь инвалидом второй группы, ДД.ММ.ГГГГ обратился в отделение Фонда с заявлением на обеспечение его санаторно-курортным лечением, предоставив справку лечащего врача по месту жительства. В этот же день ФИО1 выдано письменное подтверждение о регистрации его заявления, из которого следует, что о сроках предоставления санаторно-курортного лечения он будет уведомлен дополнительно.
Вместе с тем, истцу в 2012 году санаторно-курортная путевка не выделена. Как следует из пояснения представителей Фонда, причиной не предоставления путевки явились недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, а также отсутствие во втором полугодии 2012 года документов, подтверждающих нуждаемость ФИО1 в санаторно-курортном лечении.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе ветераны боевых действий.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Частью 2 статьи 6.3 Закона определено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Учитывая, что истец своевременно обратился в отделение Фонда с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов соответствующими путевками, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. При этом Фонд не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными бездействия Фонда и возложении на него обязанности предоставить истцу соответствующую путевку, в соответствии с медицинскими показаниями.
Установив незаконность действий, нарушающих личные неимущественные права истца и, правильно руководствуясь положениями статей 150, 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд обоснованно удовлетворил требования ФИО1 о взыскании в его пользу компенсации морального вреда.
Рассматривая доводы жалобы истца о несоразмерности взысканной компенсации, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда в указанной части, поскольку судом учтены все имеющие значения для дела обстоятельства, в том числе степень вины причинителя вреда, степень причиненных истцу физических и нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости.
Довод апелляционной жалобы о возмещения вреда ФИО1 за счет соответствующей казны, судебная коллегия находит несостоятельным, так как Фонд не входит в систему государственных органов или органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 101 от 12 февраля 1994 года "О фонде социального страхования Российской Федерации" Фонд Социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Иные приведенные доводы апелляционной жалобы Фонда не опровергают выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и подробно отражены в оспариваемом решении.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ФИО1 и исполняющего обязанности управляющего Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО5 Т.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
Качура И.О.
Судьи Минькина И.В.
Юсова Е.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.