Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Шнытко С.М., Коженовой Т.В.
при секретаре Игнатовой Г.А.
при участии представителя Садовниковой Т.А. - Ковалевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 2 декабря 2013 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснение представителя Садовниковой Т.А. - Ковалевой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Садовникова Т.А. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о назначении ежемесячной денежной компенсации, ссылаясь на то, что получает пенсию по случаю потери кормильца, является дочерью военнослужащего, пропавшего без вести в период Великой Отечественной войны, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", однако ответчик отказал в назначении компенсации, поскольку отсутствует подтверждение факта гибели военнослужащего. Просила признать ее отца ФИО1 погибшим при исполнении обязанностей военной службы в годы Великой Отечественной войны и обязать ответчика назначить ей с 1.01.2012г. ежемесячную денежную компенсацию, как члену семьи (дочери) военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Иванова Е.П., возражая против удовлетворения заявленных требований, сослалась на отсутствие правовых оснований для назначения истцу указанных мер социальной поддержки, указав, что не имеется документа, подтверждающего факт гибели ФИО1 а справка о том, что член семьи истца пропал без вести во время ВОВ, не является бесспорным доказательством факта гибели при исполнении обязанностей военной службы.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Смоленской области Городничев Ю.М. заявленные требования не признала, указав, что в материалах личного пенсионного дела ФИО1 имеется сообщение от Славгородского районного военного комиссара от июня 1945г. о том, что он пропал без вести. В карточке по учету уголовных дел дата смерти или пропажи установлено сентябрь 1941г. Кушнер (Садовниковой) Т.А. назначена пенсия по случаю потери кормильца с 01.10.1941г. по 31.10.2000г.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица - Отдела ЗАГС Администрации Промышленного района г. Смоленска, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 2 декабря 2013 года заявление Садовниковой Т.А. удовлетворено. Суд постановил:
Признать ФИО1 погибшим при исполнении обязанностей военной службы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., установив день его предполагаемой гибели - 30 сентября 1941 г.
Признать за Садовниковой Т.А. право на получение ежемесячной денежной компенсации на основании ч.9 ст.3 ФЗ N 306 от 07.11.2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию назначить Садовниковой Т.А. на основании ч.9 ст.3 ФЗ N 306 от 07.11.2011 года "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячную денежную компенсацию с 01.01.2012 года.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность. Указывает на неверный вывод суда о возможности включения ветеранов ВВО в круг лиц, имеющих право на получение денежного довольствия и компенсаций, установленных ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Считает, что отсутствуют правовые основания для назначения истцу мер социальной поддержки.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что Садовникова (Кушнер) Т.А. является дочерью ФИО1 который согласно справке начальника штаба 166 стрелковой дивизии от 25.11.1939г. являлся военнослужащим.
В соответствии с извещением военного комиссариата от 9.06.1945г. N141 ФИО1 находясь на фронте, пропал без вести в сентябре 1941г.
По учетам военного комиссариата имеются сведения о том, что офицер ФИО1 проходил службу, пропал без вести в сентябре 1941 года.
Согласно сведений Военного комиссариат Смоленской области Садовникова (Кушнер) Т.А. в период с 1.10.1941г. по 31.10.2000г. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца по основаниям, установленным для семей погибших военнослужащих - отца ФИО1 пропавшего без вести.
Удовлетворяя иск и делая вывод о наличии у истца права на ежемесячные выплаты в соответствии с ч. 9 ст. 3 ФЗ N 306 от 7.11.2012г., суд первой инстанции, установив тождественность понятий "пропавших без вести" и "погибших при исполнении обязанностей военной службы", исходил из того, что пропавший в сентябре 1941г. на фронте без вести офицер ФИО1 приравнивается к погибшим на фронте, посчитав датой его гибели (смерти) применительно к положениям ч.1 ст.45 ГК РФ, 30.09.1941 года. Суд посчитал, что право на ежемесячные выплаты в соответствии с ч.9 ст. 3 ФЗ N 306 от 7.11.2012г., имеют и члены семьи военнослужащих, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (на фронте в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.). Суд принял во внимание, что применительно к положениям ст.28 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993г., статус истца на момент вступления в силу ФЗ N306 от 7.11.2011г., давал ей право на ежемесячную пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с ч. 9 ст. 3 ФЗ N 306 от 7.11.2012г. "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 1.01.2012г. - дня вступления ФЗ N 306 от 7.11.2011г. в законную силу.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 указанных Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Согласно подпункту "б" пункта 4 указанных Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с приложением ряда документов, в том числе, документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении им обязанностей военной службы.
Проанализировав положения Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ и норм Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142 и учитывая, что Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ не предусматривает выплату денежной компенсации членам семьи военнослужащего, пропавшего без вести на фронте, юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего военнослужащего на меры социальной поддержки, является гибель военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, а указанных доказательств истцом не представлено, коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Садовниковой Т.А., поскольку истец не входит в круг лиц, имеющих права на получение данных мер социальной поддержки.
Судебная коллегия также приходит к выводу о невозможности включения ветеранов Великой Отечественной войны в круг лиц, имеющих право на получение денежного довольствия и компенсаций, установленных Федеральным законом N 306-ФЗ, основанном на анализе норм Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Указанный Федеральный закон от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы, то есть распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу на момент его вступления в законную силу.
Ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, а также членам их семей устанавливаются иные дополнительные социальные гарантии и компенсации, которые прямо предусмотрены действующим законодательством.
Данные выводы соответствуют действующим норма материального и процессуального права, основаны на представленных в материалы дела доказательствах.
При этом доводы о возможности установления факта гибели ФИО1 на основании имеющихся материалов дела и сведений военного комиссариата о получении пенсии по случаю потери кормильца, не могут быть установлены в рамках рассматриваемого спора о признании права на льготы, а ссылка на общеизвестный факт окончания Великой Отечественной войны 9 мая 1945 года не свидетельствует о признании умершим ФИО1 в установленном законом порядке, решения суда об объявлении его умершим не представлено.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене ввиду неверного применения норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ), а в удовлетворении требований истцу надлежит отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 2 декабря 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении требований Садовниковой Т.А. о признании ФИО1 погибшим при исполнении обязанностей военной службы в годы Великой Отечественной войны, назначении Садовниковой Т.А. ежемесячной денежной компенсации как члену семьи (дочери) военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военный службы, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.