Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Игнатовой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 10 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее - Администрация МО "Сафоновский район") обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области о взыскании исполнительного сбора от 11.11.2013 (далее -МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области), которым на Администрацию наложен исполнительный сбор в размере "данные изъяты" руб. за неисполнение в установленный судебным приставом срок требований исполнительного документа о возложении на неё обязанности по согласованию границ земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, общей площадью "данные изъяты" кв.м. расположенного по адресу: ... согласно имеющемуся межевому плану. В обоснование требований сослалась на отсутствие вины Администрации в неисполнении решения, так как 11.11.2013 Администрацией была подана кассационная жалоба на вступивший в законную силу судебный акт.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 10 декабря 2013г. заявление Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Администрация МО "Сафоновский район" Смоленской области просит отменить решение суда ввиду того, что не учтена уважительность причин неисполнения исполнительного документа.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 2 ст. 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона N 229 от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30).
В соответствии со ст. 112 Федерального закона (части 1-3) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела усматривается, что решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 19 июня 2013г. Титовой Н.А. было отказано в иске к Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области о возложении обязанности согласовать границы земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 3 сентября 2013г. указанное решение отменено, по делу принято новое решение о возложении на Администрацию МО "Сафоновский район" Смоленской области обязанности согласовать границы земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: ... согласно имеющемуся межевому плану.
31.10.2013 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в отношении Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты" на основании исполнительного листа, выданного Сафоновским районным судом Смоленской области и предложено добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный в постановлении срок.
В связи с неисполнением должником указанного решения суда в установленный срок постановлением судебного пристава-исполнителя МО СП по ОИП УФССП по Смоленской области от 11.11.2013г. с истца взыскан исполнительский сбор в размере "данные изъяты" руб., с установлением нового срока исполнения требований исполнительного документа до 30.11.2013г.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требования, поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, должник его не исполнил. При этом должник был предупрежден о возможности взыскания исполнительского сбора. Суд также не установил, что нарушение сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения документа. Должник также не представил доказательств отсутствия его вины как основания для освобождения его от ответственности.
Доводы жалобы о том, что должником срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, нарушен не был, поскольку администрация МО "Сафоновский район" обращалась в Смоленский областной суд с кассационной жалобой на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 3 сентября 2013, не являются основанием для отмены решения суда, так как подача кассационной жалобы не освобождает должника от обязанности исполнения исполнительного документа. Также обращение в суд с заявлением о приостановлении исполнительного производства не имеет правового значения, поскольку не представлено сведений о вынесении судом соответствующего определения (ст.440 ГПК РФ).
Поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не представлено, решение суда заявителем не исполнено, суд обоснованно отказал Администрации МО "Сафоновский район" в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Оснований для отмены решения по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 10 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.