Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Назаренко Т.Н.,
судей: Туникене М.В., Штейнле А.Л.,
при секретаре: Костюковой М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Стрекачева А.А. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 02 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стрекачев А.А. обратился в суд с требованием к ОПБ Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области", Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области о компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" ссылаясь на то, что в период нахождения в стационаре ОПБ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области с 21.12.2012 по 11.02.2013 администрацией учреждения к нему были применены меры физического стеснения с использованием подручных средств связывания, в результате чего он был вынужден лежать привязанным к железной кровати 16 часов, тем самым ему причинены нравственные и физические страдания.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области Егоренкова К.Ю. требования не признала, ссылаясь на то, что нарушений прав заявителя со стороны учреждения не было, поскольку примененная к нему мера в виде временного ограничения двигательной активности в связи с изменившимся у него психическим состоянием предусмотрена ст.30 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Представитель Министерства финансов РФ Попкова С.В. требования не признала.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 02 декабря 2013 года в удовлетворении требований Стрекачеву А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Стрекачев А.А. просит отменить решение суда как незаконное в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Обращает внимание на то, что районным судом не допрошены свидетели и отсутствует заключение специалиста по факту причинения ему нравственных и физических страданий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия находит решение суда правильным.
В соответствии со ст.ст.151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Согласно п. 198 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005 640/190 в больницах, имеющих в своей структуре психиатрические и инфекционные отделения (палаты), устанавливается режим, обеспечивающий соответствующую изоляцию и надзор за поведением этой категории больных.
В Учреждениях медицинская помощь, в том числе, медицинское освидетельствование, диспансерное наблюдение, лицам, имеющим психические расстройства, осуществляется в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (п.260 Порядка).
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.
Согласно ст.30 Закона Психиатрическая помощь в стационарных условиях оказывается с наименьшими ограничениями, обеспечивающими безопасность госпитализированного лица и других лиц, при соблюдении медицинскими работниками его прав и законных интересов.
Меры физического стеснения и изоляции при недобровольной госпитализации и пребывании в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, применяются только в тех случаях, формах и на тот период времени, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинских работников. О формах и времени применения мер физического стеснения или изоляции делается запись в медицинской документации.
Как усматривается из материалов дела, 23.12.2012 Стрекачев А.А. прибыл из ИК-2 УФСИН России по Смоленской области в ПБ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области (больница является структурным подразделением ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области и функционирует в его составе) на обследование и лечение в добровольном порядке на основании постановления Ливенского районного суда Орловской области от 04.12.2012, куда был направлен на медицинское освидетельствование на предмет наличия заболевания, препятствующего отбыванию наказания. 11.02.2013 выписан по месту отбывания наказания. Как указано в истории болезни Стрекачева А.А., при поступлении в ПБ ФКУ СИЗО-1 УФ-СИН России по Смоленской области 23.12.2012 им было дано согласие на госпитализацию и лечение методом психофармакотерапии, в том числе, ему сообщено о характере психиатрического расстройства, целях, продолжительности лечения, возможности применения других методов, а также о побочных эффектах, возможном риске, болевых ощущениях и ожидаемых результатах лечения. Поступление было повторным, предыдущая госпитализация - с 14.05.2012 по 13.07.2012 с диагнозом "данные изъяты" 07.02.2013 в связи с изменением психического состояния заявителя (психомоторное возбуждение, агрессия, непосредственная опасность для себя и окружающих) дежурным врачом было назначено временное ограничение в двигательной активности в пределах постели до купирования данного состояния. Меры физического стеснения применялись с 00.40 до 12.45 07.02.2013 при постоянном контроле медицинского персонала и только на период действий пациента, представляющих опасность для него и других лиц. (согласно медицинской справки к истории болезни - л.д.16). Физическое стеснение прерывалось с 03.10 до 03.30, с 05.30 до 05.50, с 07.50 до 08.05, с 09.15 до 11.45 (л.д.22).
При вышеизложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Стрекачевым А.А. требований, поскольку меры физического стеснения применялись к заявителю в период его добровольного лечения в стационаре психиатрической больницы по решению лечащего врача для предотвращения поведения, представляющего опасность для него самого и других лиц, в соответствии с нормами действующего закона.
Ссылка в жалобе на то, что судом было необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей и проведении экспертизы оценки страданий заявителя подлежат отклонению. Стрекачев А.А. не привел в жалобе доводов о том, какие сведения и о каких фактах могут быть получены на основании данных пояснений, а также, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, помимо ранее выявленных, могут быть установлены на основании данных доказательств.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены его по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-333 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 02 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Стрекачева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.