Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Игнатовой Г.А.
при участии представителей Межрайонной ИФНС России N 6 по Смоленской области Кирпичниковой Т.В., Мурлиной В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 6 по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 4 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителей Межрайонной ИФНС России N 6 по Смоленской области Кирпичниковой Т.В., Мурлиной В.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Макарова Е.В., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России N 6 по Смоленской области о признании п.2 приказа ИФНС от 15.05.2013г. N 02-09/57 в части невыплаты премии за апрель 2013 года незаконным, взыскании невыплаченной премии за апрель 2013 года в размере "данные изъяты" руб.; признании незаконным и подлежащим отмене решение Заседания Комиссии ИФНС по оценке эффективности федеральный государственных служащих ИФНС и распределении средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих за 1 квартал 2013г. от 19.08.2013г. N 08 и за 4 квартал 2012г. от 2.07.2013г. N 6 в части признания причины ее увольнения неуважительной; о взыскании средств материального стимулирования за 4 квартал 2012 года и 1 квартал 2013 года; взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" руб. В обоснование заявленных требований указала, что до 26.04.2013г. состояла с ответчиком в трудовых отношениях, была уволена по собственному желанию, а с июня 2013 года принята на работу в филиал ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по Смоленской области. Поскольку указанные выплаты входят в состав оплаты труда, однако за отработанное время ей не выплачены, просила суд удовлетворить заявленные требования.
Представители ответчика заявленные требования не признали, ссылаясь на отсутствие оснований для начисления указанных выплат ввиду увольнения истицы.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 4 декабря 2013 года суд постановил:
Признать пункт 2 приказа Межрайонной ИФНС России N 6 по Смоленской области N 02-09/57 от 15 мая 2013 года о лишении Макаровой Е.В. премии за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на межрайонную инспекцию, за апрель 2013 года незаконным.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 6 по Смоленской области в пользу Макаровой Е.В. невыплаченную премию за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на межрайонную инспекцию, за апрель 2013г. в сумме "данные изъяты" (без учета подлежащих удержанию в соответствии с трудовым, налоговым и пенсионным законодательством сумм), денежную компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" руб.
В остальной части исковые требования Макаровой Е.В. оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение в части удовлетворенных судом требований истца, ссылаясь на его незаконность. Считает, что ответчиком на основании п.2.6 Положения правомерно принято решение не выплачивать истице премию за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Инспекцию, в апреле 2013 года.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, приходит к следующему.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся, в том числе, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Гражданским служащим гарантируется право на получение денежного содержания в полном объеме (п. 2 ч. 2 ст. 52 вышеназванного Закона).
Согласно п.2.1 утвержденного приказом Межрайонной ИФНС России N 6 по Смоленской области N 02-07-02/41 от 16.03.2010г. Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России N 6 по Смоленской области (далее - Положение), премирование федеральных государственных гражданских служащих Инспекции (далее - гражданские служащие) осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на налоговые органы Смоленской области.
В качестве расчетного периода для премирования гражданских служащих принимается месяц, квартал или иной срок (п.2.2 Положения).
Выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств в Инспекции (п. 2.7 Положения).
Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, и максимальными размерами не ограничивается (п.2.8 Положения).
Решение о выплате премии начальникам отделов Инспекции принимается начальником Инспекции по представлениям заместителей начальника Инспекции, координирующих деятельность соответствующих отделов, и оформляется приказом Инспекции (п. 2.9 Положения).
Пунктом 2.6 Положения установлено, что по гражданским служащим, расторгнувшим трудовые отношения на дату принятия решения о выплате премии, вопрос о выплате премии решается персонально.
По смыслу указанной нормы, данная норма императивный запрет на выплату
премии в отношении уволенного на момент выплаты работника не устанавливает.
Следовательно, произвольное, по усмотрению работодателя лишение права работника на выплату недопустимо, на что обоснованно указал суд, что обязывает работодателя решать вопрос о выплате премии работнику с учетом конкретных обстоятельств.
Из материалов дела усматривается, что Макарова Е.В. работала в Межрайонной ИФНС России N 6 по Смоленской области с 1993г., с 1.10.2012г. на должности "данные изъяты", откуда приказом ответчика от 25.04.2013г. была уволена на основании п.3 ч.1 ст.33 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" по собственному желанию 26.04.2013г., с 3.06.2013г. принята на должность главного специалиста отдела приема, регистрации и архивного хранения Филиала ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по Смоленской области.
На основании приказа начальника ИФНС от 15.05.2013г. N 02-09/57 сотрудникам ИФНС произведена выплата премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением возложенных на Межрайонную ИФНС России N 6 функций за апрель 2013г. в размере должностного оклада; п.2 приказа предусмотрено, что указанная премия выплате Макаровой Е.В. не подлежит в соответствии с требованиями п. 2.6 Положения в связи с расторжением трудовых отношений на момент выплаты.
Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что фактически работодателем персонально в отношении Макаровой Е.В. вопрос о выплате ей премии за работу в апреле 2013 года не рассматривался, ее трудовая деятельность не анализировалась, а также принимая во внимание, что доказательств наличия оснований для лишения истицы премии не предоставлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для лишения Макаровой Е.В. премии не установлено, признал незаконным п. 2 Приказа начальника ИФНС от 15.05.2013г. N 02-09/57 о лишении истицы премии за апрель 2013г., взыскав в её пользу премию в сумме "данные изъяты" размер которой определен судом за фактически отработанное время.
Доводы ответчика о непредоставлении курирующим заместителем начальника Инспекции служебной записки о выплате истице премии за качественное выполнение особо важных и сложных задач, судом обоснованно не приняты во внимание.
Поскольку судом установлены неправомерные действия ответчика, выразившиеся в необоснованном лишении истицы премии за апрель 2013 года, суд удовлетворил требование Макаровой Е.В. о компенсации морального вреда с учетом положений ст. 237 Трудового кодекса РФ, взыскав в её пользу "данные изъяты" руб. с учетом разумности и справедливости, характера и степени нравственных страданий, фактических обстоятельств дела.
Судом отказано в удовлетворении требований истицы о выплате ей средств материального стимулирования за 4 квартал 2012 года и 1 квартал 2013 года, поскольку принятие истицы на работу в филиал ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по Смоленской области было произведено не в порядке ротации и перевода, она была уволена по собственному желанию, не по уважительной причине, так как препятствий для продолжения ее трудовых отношений и оснований для прекращения трудовых отношений не имелось. Решение суда в указанной части не обжаловано.
Доводы жалобы ответчика о том, что ответчиком на основании п.2.6 Положения правомерно принято решение не выплачивать истице премию за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Инспекцию в апреле 2013 года, проверялись судом первой инстанции, чему в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая тот факт, что порядок выплаты премии определен соответствующим локальным актом, отсутствие мотивов в решении о невыплате премии, входящей в состав денежного содержания служащего, с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, свидетельствует о неправомерности действий работодателя.
Доводы жалобы основаны на неправильном понимании положений закона, поэтому оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 4 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 6 по Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.