Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей: Кнепмана А.Н., Коневой О.А.,
при секретаре Князь Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 17 января 2014 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора города Биробиджана в интересах Вощенко В. И. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ по г. Биробиджану и Биробиджанскому району об обязании произвести выплату сумм ежемесячной денежной выплаты в размере, установленной для участников Великой Отечественной войны за период с 01.01.2005 по 03.04.2007 - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ по г. Биробиджану и Биробиджанскому району произвести Вощенко В. И. выплату сумм ежемесячной денежной выплаты в размере, установленной для участников Великой Отечественной войны за период с 01 января 2005 года по 03 апреля 2007 года.
Заслушав доклад судьи Кнепмана А.Н., пояснения представителя ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области Свириденко И.О., истицы Вощенко В.И., прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Биробиджана обратился в суд в интересах Вощенко В.И. с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области (далее - ГУ - УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району) об обязании произвести перерасчёт суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной для участников Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) и выплатить её Вощенко В.И. за период с 01.01.2005 по 03.04.2007.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что Вощенко В.И. является матерью военнослужащего В., погибшего при исполнении обязанностей военной службы - " ... "1994, в связи с чем пользовалась льготами как участник ВОВ в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
С 01.01.2005 после внесения изменений в Федеральный закон "О ветеранах" Вощенко В.И. назначили ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ), но без учёта того, что она приравнена к участникам ВОВ.
В этой связи она обращалась к ответчику с заявлениями о перерасчёте размера ЕДВ, однако её требования оставлялись без удовлетворения.
В сентябре 2012 г. её права частично восстановлены, ей произведён перерасчет ЕДВ с 04.04.2007.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П указано, что социальная выплата для матерей военнослужащих, погибших при исполнении военной обязанности, назначается в размере, не ниже установленного для участников ВОВ. Ответчик, считает, что выплаты ЕДВ Вощенко В.И., как участнику ВОВ, должны производиться с момента вынесения указанного Определения. Между тем данным Определением не устанавливаются льготы, а разъясняется, что имело место неправильное применение законов Российской Федерации.
Вощенко В.И. имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, с 01.01.2005, так как до этой даты она имела правовой статус, дающий ей право на получение льгот, равных участникам ВОВ.
Прокурор просил суд обязать ГУ - УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району произвести перерасчёт суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной для участников ВОВ, и выплатить её Вощенко В.И. за период с 01.01.2005 по 03.04.2007.
Помощник прокурора г. Биробиджана Кухарь А.А. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать ответчика произвести выплату суммы ЕДВ в размере, установленной для участников ВОВ, за период с 01.01.2005 по 03.04.2007, доводы иска поддержал.
Истица Вощенко В.И. уточённые исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика ГУ - УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району Свириденко И.О. исковые требования не признал, суду пояснил, что после изменения закона истица попала под категорию, не предусматривающую повышенный размер ЕДВ. Права истицы не нарушались.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, комитета социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (далее - КСЗН) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району просило решение суда отменить и принять новое.
Мотивируя жалобу, указало на несогласие с выводом суда о наличии оснований для установления истице ЕДВ, предусмотренной для участников ВОВ, с 01.01.2005.
На основании ст. 75, ч.ч. 1, 3 ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П, положения п. 19. ст. 44 Федерального закона N 122-ФЗ, ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" должны применяться и реализовываться в соответствии с выявленным этим Определением конституционно-правовым смыслом с момента его вступления в силу, то есть с 04.04.2007.
Аналогичная позиция содержится в ответе на вопрос N 12, изложенном в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 г.
Поскольку истица просила признать за ней право на получение ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, с 01.01.2005, оснований для удовлетворения иска не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Биробиджана указал на законность и обоснованность принятого решения.
Доводы жалобы сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, а также представленных сторонами доказательств, которые судом исследованы и получили соответствующую правовую оценку.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ - УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району Свириденко И.О. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истица Вощенко В.И. пояснила, что решение суда вынесено законно.
Прокурор Витютнев К.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, истица Вощенко В.И. является матерью В., " ... " года рождения, военнослужащего, погибшего " ... "1994 при исполнении служебных обязанностей.
Статья 7 Закона СССР N 313-1 от 01.08.1989 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" распространила на родителей и жён военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих.
На основании данной нормы истица до 01.01.2005 имела право на льготу в виде получения ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ.
В ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) был закреплён принцип, в соответствии с которым установленные ранее для ветеранов и членов их семей законодательством СССР и законодательством Российской Федерации права, льготы и другие меры социальной защиты не могли быть отменены без их равноценной замены.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" льготы, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий на территориях других государств (далее - погибших (умерших), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим (имеющим право на получение) пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 данной нормы Закона меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Федеральным законом "О ветеранах" был установлен и объём мер социальной защиты, предоставляемых каждой категории граждан с учетом их особого юридического статуса.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации ... " система мер социальной защиты была преобразована в систему социальной поддержки, осуществлена замена части льгот, ранее предоставлявшимся ветеранам в натуральной форме, ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь указанным лицам, ранее являвшимся получателями натуральных льгот.
Некоторые льготы в натуральной форме, право на которые имела истец в соответствии с данным Законом, а также Федеральным законом "О ветеранах", были заменены на денежные компенсации. Закон вступил в действие с 01.01.2005.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ введена статья 23.1, устанавливающая ежемесячную денежную выплату ветеранам.
В частности, для участников ВОВ размер ежемесячной денежной выплаты в 2005 году был установлен - 1 050 рублей (п.п. 2 п. 4 ст. 23.1), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий - 150 рублей (п.п. 4 п. 4 ст. 23.1).
Как родителю военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, истице с 01.01.2005 выплачивалась ЕДВ без учёта того, что она имела право на эту льготу, в размере, установленном для участника ВОВ.
Однако в целях приведения территориальными органами ПФР правоприменительной практики по осуществлению ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Российской Федерации в соответствие с конституционно-правовым смыслом законоположений, выявленным определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-О-П, истице с 04.04.2007 назначена ЕДВ в размере, предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", как для участников ВОВ.
Тем самым пенсионный орган признал право на получение истицей ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ.
В сентябре 2012 г. истице был произведён перерасчёт ежемесячной денежной выплаты в указанном размере с 04.04.2007, задолженности по выплатам перед истицей ответчик за данный период не имеет.
Вместе с тем Конституционным Судом РФ в Определении от 04.04.2007 N 331-О-П отмечено, что в силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 N 8-П и неоднократно подтверждённой в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определённых лиц прав, приобретённых ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями ст.ст. 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) и 57 Конституции РФ.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закреплёнными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
По смыслу ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 502-О).
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объёме, сопоставимом с объёмом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда РФ от " ... " N 89-О).
Конституционный Суд РФ в резолютивной части Определения от 04.04.2007 N 331-О-П указал, что конституционно-правовой смысл указанных законоположений (ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и п. 19 ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), выявленный Конституционным Судом РФ в настоящем Определении на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Тем самым Конституционный Суд РФ установил несоответствие истолкования данных законоположений в правоприменительной практике выраженным им правовым позициям в судебных актах в 2001 г., 2005 г., 2006 г., которое приводило к нарушению прав граждан, имеющих право на соответствующую социальную поддержку государства.
В этой связи нельзя признать состоятельными доводы пенсионного органа о необходимости применения данной позиции Конституционного Суда РФ только с момента вынесения Определения от 04.04.2007 N 331-О-П.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 г., на который ссылается в жалобе ответчик, указывается на порядок применения Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 89-О, что не позволяет напрямую применить его к настоящему спору.
Более того, Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 не установлены льготы, а констатировано неправильное применение законов Российской Федерации, регулирующих спорные отношения.
Принимая во внимание длящийся характер спорных правоотношений, и то, что применение пенсионным органом указанных законоположений без учёта конституционно-правовых принципов, сформулированных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П и в последующих его решениях, допускалось с 01.01.2005, судебная коллегия признаёт правильным по существу вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истицы и возложения обязанности на ответчика произвести выплату сумм ежемесячной денежной выплаты в размере, установленной для участников ВОВ за период с 01.01.2005 по 03.04.2007.
Восстановление иным способом нарушенных конституционных прав истицы - матери погибшего военнослужащего на социальную государственную поддержку невозможно.
С учётом изложенного решение суда по существу соответствует требованиям закона и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 17 января 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.