Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
Председательствующего Серга Н.С.
судей Дроздовой В.Ф., Поповой М.Н.
при секретаре Шаровой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области на решение Ленинского районного суда ЕАО от 07.02.2014, которым постановлено:
Заявление прокурора Октябрьского района ЕАО о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" ЕАО, выразившееся в непринятии мер по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" ЕАО, выразившееся в непринятии мер по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Обязать администрацию муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" ЕАО разработать проект ликвидации несанкционированной свалки и в срок до 01 апреля 2014 ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 2 км на северо-запад от села Амурзет безопасными для окружающей среды способами.
Обязать администрацию муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" ЕАО до 01 сентября 2014 года:
-получить на выбранный участок земли для полигона твердых бытовых отходов санитарно-эпидемиологическое заключение;
-установить по периметру всей территории полигона твердых бытовых отходов легкое ограждение, либо осушительной траншеей глубиной не более 2-х метров, либо валом высотой не более 2-х метров;
-оборудовать полигон переносными сетчатыми ограждениями для задержания легких фракций отходов;
-очистить прилегающие к свалке земельные участки от загрязняющего их мусора.
Заслушав доклад судьи Дроздовой В.Ф., пояснения прокурора Холманских Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Октябрьского муниципального района ЕАО (далее администрация района), выразившегося в непринятии мер по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным. Просил обязать администрацию района разработать проект ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 2 км на северо-запад от с. Амурзет и в срок до 01.04.2014 ликвидировать ее безопасным для окружающей среды способом; в срок до 01.09.2014 организовать утилизацию и переработку отходов способами и методами, предусмотренными действующим законодательством.
В заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В результате проверки установлено, что на территории Октябрьского района ЕАО на удалении 2 км на северо-запад от села Амурзет размещена несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов, которая создана без разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. Земельный участок захламлен бытовыми и промышленными отходами, на него отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам. В силу полномочий, установленных законодательством, администрация района обязана организовать деятельность по утилизации и переработке бытовых отходов. Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, в том числе нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района Лопатина О.Н. требования уточнила, просила признать бездействие администрации района, выразившееся в непринятии мер по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, незаконным; обязать администрацию района разработать проект ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 2 км на северо-запад от с. Амурзет и в срок до 01.04.2014 ликвидировать ее безопасным для окружающей среды способом; в срок до 01.09.2014 организовать утилизацию и переработку отходов способами и методами, предусмотренными действующим законодательством, а именно: получить на выбранный участок земли для полигона твердых бытовых отходов санитарно-эпидемиологическое заключение; установить по периметру всей территории полигона твердых бытовых отходов легкое ограждение, либо обустроить осушительной траншеей глубиной не более 2-х метров, либо валом высотой не более 2-х метров; оборудовать полигон переносными сетчатыми ограждениями для задержания легких фракций отходов; очистить прилегающие к свалке земельные участки от загрязняющего их мусора. Требования обосновала доводами, изложенными в заявлении.
Представитель администрации района Натапова О.А. требования не признала и пояснила, что в соответствии с законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, поэтому ликвидировать несанкционированную свалку, которая находится в границах Амурзетского сельского поселения, обязана администрация сельского поселения. В полномочия администрации района входит организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, то есть администрация района должна организовать (подготовить, наладить, упорядочить) работу по использованию бытовых отходов в качестве вторичных ресурсов и организовать их переработку с целью получения новых товаров.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Октябрьского муниципального района ЕАО просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В жалобе указывает, что администрацией района в соответствии со ст. 25 Устава было дано разрешение на вывоз твердых бытовых отходов на спорную свалку, которое придает ей статус санкционированной временной площадки, но не обустроенной в соответствие с СНиП, поэтому на нее нельзя распространять требования, предъявляемые к полигонам. Свалка подлежит обустройству в соответствии с требованиями СНиП или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов. Ликвидация спорной свалки может повлечь еще большие негативные последствия для окружающей среды и населения, так как в Амурзетском сельском поселении отсутствует другой объект размещения бытовых отходов.
Указывают, что земельный участок, на котором расположена свалка, находится в государственной собственности, поэтому в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" администрация района имеет право распорядиться им. Обязанность по его надлежащему содержанию в подобной ситуации у администрации района отсутствует.
Считают, что поскольку в соответствие с ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18) и организация благоустройства территории поселении (п. 19) относятся к вопросам местного значения поселения, постольку обязанность по ликвидации свалки, расположенной в границах сельского поселения, лежит на администрации Амурзетского сельского поселения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Октябрьского района ЕАО просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Указывает, что разрешительных документов на размещение спорной свалки суду не представлено, поэтому она является несанкционированной и подлежит ликвидации. Администрация района длительное время бездействует - меры по обустройству свалки в соответствии с требованиями законодательства или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигона, отвечающего требованиям СНиП, не предпринимает, а в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
В апелляционную инстанцию поступило заявление прокурора Октябрьского района ЕАО об отказе от требований о возложении на администрацию Октябрьского муниципального района обязанности разработать проект ликвидации несанкционированной свалки и ее ликвидации в срок до 01.04.2014.
Прокурор прокуратуры ЕАО Холманских Т.А. в апелляционной инстанции поддержала позицию, изложенную в заявлении об отказе от части заявленных требований, просила решение суда первой инстанции в этой части отменить, производство по делу прекратить, указала на то, что из представленных в апелляционную инстанцию документов следует, что свалка является санкционированной, и она подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица- администрации Октябрьского муниципального района ЕАО, в апелляционную инстанцию не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, мнение прокурора Холманских Т.А, пояснения специалиста П судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно п.4.11 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами, термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст (далее ГОСТ) под объектами размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Пунктом 4.16 ГОСТ установлено, что свалка - это местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.
В силу "Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления Российской Федерации" от 15.07.1994 под санкционированными свалками следует понимать разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП. Они являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающим требованиям СНиП.
Из материалов дела следует, что в 2 км. на северо-запад от села Амурзет расположена свалка бытовых отходов на земельном участке площадью " ... " кв.м.
Удовлетворяя требования прокурора о ликвидации данной свалки, суд первой инстанции исходил из того, что она является несанкционированной, то есть создана без разрешения федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами (не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ее санитарным правилам), а также не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов и, следовательно, подлежит ликвидации.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
Из представленных в апелляционную инстанцию документов следует, что земельный участок, занимаемый свалкой, отведен для этих целей решением исполкома Амурзетского сельского Совета депутатов трудящихся от 23 мая 1972 года N 14. В дальнейшем проведено межевание земельного участка, определена его площадь- " ... " кв.м., постановлением главы администрации муниципального района N 187-з от 02.11.2007 утвержден проект границ земельных участков, в том числе для содержания спорной свалки, участок отнесен к категории земли промышленности, находится в государственной собственности и поставлен на кадастровый учет под " ... ".
По результатам проведенной 23.04.2009 инвентаризации составлена характеристика объекта размещения отходов, из которой следует, что свалка расположена на специально выделенной территории, является действующей, используется для размещения отходов. Данная характеристика соответствует приказу Минприроды России от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов".
Согласно письму Управления Росприроднадзора по ЕАО от 14.04. 2014 N 07-04/1130 спорная свалка в 2009 году включена в информационную базу Управления, которая предназначена для централизованного формирования государственного реестра объектов размещения отходов.
21.02.2011 администрацией района на спорную свалку был разрешен вывоз бытовых отходов ООО " " ... "", которое имело санитарно-эпидемиологическое заключение от 20.09.2011, в том числе, на соответствие спорной свалки СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". 16.02.2012 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО " " ... "" была выдана лицензия на деятельность по сбору и размещению отходов. На основании заявления ООО " " ... "" о прекращении лицензируемого вида деятельности действие лицензии прекращено с 31.03.2014.
В настоящее время участок, отведенный под свалку, постановлением администрации района N 22 от 13.02.2014 передан в аренду ООО " " ... "" для содержания и эксплуатации общественной свалки.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что свалка, расположенная на северо-западе от с. Амурзет на удалении 2 км. несанкционированная, является неправильным, противоречащим материалам дела и установленным по делу обстоятельствам.
Исходя из вышеуказанных норм, санкционированные свалки являются временными, подлежат обустройству в соответствии с установленными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающим требованиям СНиП.
Из представленного в апелляционную инстанцию Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО акта обследования санкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории МО "Октябрьский муниципальный район" от 30.10.2013 N 99 следует, что свалка твердых бытовых отходов, расположенная в 2 км. по автодороге Амурзет - Екатерино-Никольское, на момент обследования не имела ограждения, размещена за пределами отведенного земельного участка на обочине автодороги.
В апелляционной инстанции специалист П пояснил, что данная свалка может эксплуатироваться, но она должна быть приведена в соответствие с требованиями СанПина: необходимо либо ее ограждение, либо обваловка, либо устройство траншеи, устройство переносных сетчатых ограждений, а также необходимо организовать ее эксплуатацию, исключающую нарушение норм природоохранного законодательства.
Иного участка, выделение которого возможно было бы для устройства полигона для сбора твердых бытовых отходов, в окрестностях села Амурзет не имеется.
Из изложенного следует, что в связи с отсутствием в окрестностях села Амурзет Октябрьского района ЕАО иного объекта размещения бытовых отходов, ликвидация свалки является нецелесообразной, но она должна быть приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства, в связи с чем судебная коллегия считает возможным принять отказ прокурора Октябрьского района ЕАО от требования о возложении на администрацию Октябрьского муниципального района обязанности разработать проект ликвидации несанкционированной свалки и ее ликвидации в срок до 01.04.2014, решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене с прекращением производства в данной части. Кроме того, в связи с тем, что спорная свалка не подлежит ликвидации, решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на администрацию района получить на выбранный участок земли для полигона твердых бытовых отходов санитарно-эпидемиологическое заключение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.
С учетом того, что в материалы дела не представлены доказательства, исключающие возможность эксплуатации действующей свалки бытовых отходов судебная коллегия приходит к следующему.
К прочим типам и видам объектов, сооружений, на которых размещаются отходы, относятся объекты, указанные в СанПин 2.2.1.\2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1.\2.1.1.1200-03 "Санитарные защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно п. 7.1.12 СанПин 2.2.1.\2.1.1.1200-03 выделяются такие сооружения санитарно-технической инфраструктуры, коммунального назначения, как усовершенствованные свалки твердых бытовых отходов, участки компостирования твердых бытовых отходов. Оборудование санкционированных свалок возможно при соблюдении технологических, гигиенических требований, установленных для полигонов.
Таким образом, для дальнейшего использования имеющегося объекта для размещения твердых бытовых отходов, он должен быть приведен в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию района обязанности по организации объекта для размещения бытовых отходов, а именно: по периметру всей территории свалки твердых бытовых отходов должно быть установлено легкое ограждение, либо оборудована осушительная траншея глубиной не более 2-х метров, либо вал высотой не более 2-х метров; а также она подлежит оборудованию переносными сетчатыми ограждениями для задержания легких фракций отходов.
Решение суда первой инстанции в этой части подлежит изложению в иной редакции с указанием на производство данных работ на территории свалки, а не на полигоне твердых бытовых отходов.
Кроме того, необходимо очистить прилегающие к свалке земельные участки от загрязняющего их мусора, как правильно указал суд первой инстанции.
Данные работы должны быть произведены администрацией района, поскольку в соответствии с п.п.18 п.1 ст.14, п.п.14 п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и мусора - к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичную норму содержит п.2 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления". В п.13 ст. 26 Устава муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" также указано на то, что в полномочия администрации района входит организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п.п. 2 п. 6 ст. 2 закона ЕАО от 24.12.2012 N 220-ОЗ "О видах объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципальных образований Еврейской автономной области" к видам объектов местного значения муниципального района в области развития инженерной инфраструктуры, утилизации и переработки бытовых, промышленных отходов отнесены объекты по утилизации и переработке бытовых, промышленных отходов: свалки, полигоны бытовых и (или) промышленных отходов, объекты по переработке промышленных, бытовых отходов, необходимые для обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципального района.
Из анализа данных норм следует, что организация объектов утилизации бытовых отходов относится к полномочиям муниципального района.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы администрации района о том, что обустройство объектов для размещения отходов не входит в полномочия района, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В связи с тем, что санкционированные свалки являются временными и подлежат обустройству в соответствии с требованиями СНиП, либо закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП, а обустройство объектов утилизации бытовых отходов входит в полномочия муниципального района, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" ЕАО, выразившееся в непринятии мер по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ прокурора Октябрьского района ЕАО от требований о возложении на администрацию Октябрьского муниципального района ЕАО обязанности разработать проект ликвидации несанкционированной свалки и ее ликвидации в срок до 01.04.2014, решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 07.02.2014 в данной части отменить, производство по делу прекратить.
Отменить решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 07.02.2014 в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" ЕАО получить на выбранный участок земли для полигона твердых бытовых отходов санитарно-эпидемиологическое заключение.
Вынести в данной части новое решение следующего содержания: в удовлетворении заявления прокурора Октябрьского района ЕАО о возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" ЕАО получить на выбранный участок земли для полигона твердых бытовых отходов санитарно-эпидемиологическое заключение отказать.
Абзац четвертый резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Обязать администрацию муниципального образования "Октябрьский муниципальный район" ЕАО до 1 сентября 2014 года:
-установить по периметру всей территории свалки, расположенной в 2 км. на северо-запад от села Амурзет, легкое ограждение, либо оборудовать осушительной траншеей глубиной не более 2-х метров, либо валом высотой не более 2-х метров;
-оборудовать свалку переносными сетчатыми ограждениями для задержаний легких фракций отходов;
-очистить прилегающие к свалке земельные участки от загрязняющего их мусора.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района МО "Октябрьский муниципальный район" считать удовлетворенной частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.