Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей: Коневой О.А., Дроздовой В.Ф.,
при секретаре Шаровой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Банной Г. П. на решение Ленинского районного суда ЕАО от 25.02.2014, которым постановлено:
Исковые требования Банной Г. П., Банного В. Е. к ФГКУ " ПУ ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО", ТУ Росимущества в Хабаровском крае, КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО, администрации МО "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО о признании права собственности в равных долях на жилое помещение в порядке приватизации, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения представителя истца Банного В.Е. - Сухомлинова С.Ю., представителя ответчика ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО Струкова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Банная Г.П., Банный В.Е. обратились в суд с иском к ПУ ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО, ТУ Росимущества в Хабаровском крае, КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО, администрации МО "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО о признании права собственности в равных долях на жилое помещение в порядке приватизации.
Требования мотивировали тем, что " ... " войсковой частью N " ... " Банной Г.П. выделена квартира, расположенная по адресу: " ... ", и заключен с ней договор найма служебного жилого помещения. " ... " Банный В.Е., как член семьи нанимателя, зарегистрирован по месту жительства в указанной квартире.
С целью реализации права на приватизацию жилого помещения они обратились к руководству Пограничного управления по Хабаровскому краю и ЕАО в г. " ... " с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения на спорную квартиру. " ... " им было отказано в связи с отсутствием права оперативного управления на данное недвижимое имущество.
Спорная квартира не числится в реестрах федерального имущества и имущества муниципального образования. В связи с чем просили признать за ними право собственности в равных долях в порядке приватизации на вышеуказанную квартиру.
Определением суда уточнено наименование ответчика ПУ ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО на ФГКУ " ПУ ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО" (далее - ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, пограничное управление).
Истцы Банная Г.П. и Банный В.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Банного В.Е. - Сухомлинов С.Ю. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Также пояснил, что указанная квартира предоставлена Банной Г.П. как военнослужащей, проходившей службу по контракту. После увольнения с военной службы жилищный сертификат она не получила, в каких-либо программах по обеспечению жильем принимать участие не может, так как по факту она обеспечена жильем, вместе с тем не может приватизировать имеющуюся у нее квартиру. Банный В.Е в приватизации не участвовал. Спора по квартире не имеется.
Представитель ответчика ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО Струков А.А. исковые требования не признал, пояснил, что в " ... " году Банная Г.П. уволена со службы без предоставления жилого помещения, поскольку была обеспечена спорной квартирой. Ранее дом, в котором расположена спорная квартира, находился в оперативном управлении войсковой части N " ... ", но в " ... " году исключен из реестра имущества пограничного управления. Пограничное управление не претендует на данную квартиру, возражений по иску не имеет, но считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает правами на спорную квартиру.
Представители ответчиков ТУ Росимущества в Хабаровском крае, КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО, администрации МО "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и места рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Банная Г.П. просила решение суда отменить, вынести новое об удовлетворении ее исковых требований и Банного В.Е.
В жалобе указала, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают ее жилищные и конституционные права, а также Банного В.Е.
Судом неправильно дана оценка представленным доказательствам. Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об отсутствии спора о праве на квартиру. Кроме того, судом дела не изучался вопрос о правомерности заключения договора служебного найма жилого помещения, а также имела ли спорная квартира статус служебной. Не истребованы из войсковой части первичные документы, свидетельствующие о статусе жилого помещения на момент его выделения. Не учтено то обстоятельство, что при увольнении с военной службы она не была обеспечена жильем.
Считает выводы суда о том, что пограничным управлением планируется проведение мероприятий по внесению квартир, не переданных в частную собственность, в реестр федерального имущества и осуществлению государственной регистрации вещных прав на них, необоснованными, поскольку представитель пограничного управления в ходе судебного заседания пояснял, что дом N " ... " по ул. " ... " уже поставлен на учет в регистрационном органе как бесхозяйный и через 6 месяцев будет принят на баланс муниципального района.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. руководителя ТУ Росимущества в Хабаровском крае Жаркой М.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Банного В.Е. - Сухомлинов С.Ю. пояснил, что апелляционная жалоба подписана также Банным В.Е. Поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО Струков А.А. с апелляционной жалобой не согласился, указал на законность и обоснованность вынесенного решения.
Истцы Банная Г.П. и Банный В.Е., представители ответчиков ТУ Росимущества в Хабаровском крае, КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО, администрации МО "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 1541-1) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Из материалов дела установлено, что Банная Г.П. проходила военную службу в войсковой части N " ... ", которая в соответствии с приказом ФСБ России от " ... " N " ... " включена в штат "Наименование" ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО под действительным наименованием "Наименование".
"Наименование" является структурным подразделением юридического лица - ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от " ... " за войсковой частью N " ... " были закреплены на праве оперативного управления объекты недвижимого имущества, в том числе жилой дом N " ... " по ул. " ... " в с. " ... ".
" ... " между ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО и Банной Г.П. заключен договор найма служебного жилого помещения N " ... ", расположенного по адресу: " ... ". Банная Г.П. зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире " ... ", Банный В.Е., как член семьи нанимателя, - " ... ".
На основании распоряжения ТУ Росимущества по ЕАО от " ... " здания и сооружения войсковой части N " ... " были исключены из реестра федерального имущества.
Впоследствии имущество войсковой части N " ... " не внесено в реестр федерального имущества и на праве оперативного управления за "Наименование" ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО закреплено не было.
Согласно сведениям "Наименование" ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО правоустанавливающие документы на дом N " ... " по ул. " ... " в с. " ... " у "Наименование" отсутствуют, на балансе данный дом не стоит.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на квартиру, расположенную по адресу: " ... ". Спорное жилое помещение отсутствует в реестрах федерального и муниципального имущества.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами вышеуказанного закона, пришел к выводу, что требования истцов не подлежат удовлетворению, поскольку истица вселена в спорное жилое помещение, имеющее статус специализированного (служебного) жилья, на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного после введения в действие Жилищного кодекса РФ, об условиях договора была осведомлена, договор не оспаривался, недействительным не признавался, до настоящего времени не прекращен и не расторгнут.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда.
Из преамбулы закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что закрепление данного права предполагает создание равных условий для осуществления гражданами свободного выбора способа удовлетворения потребностей в жилье.
В статье 2 Закона РФ N 1541-1 закреплено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Положением статьи 4 Закона РФ N 1541-1 установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.
Согласно сообщению управления материально-технического обеспечения Службы обеспечения деятельности ФСБ России от " ... " спорная квартира к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правилами отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, не отнесена.
Таким образом, законных оснований полагать, что спорная квартира имеет статус служебной, у суда первой инстанции не имелось.
Также спорная квартира не относится к каким-либо иным из перечисленных в статье 4 Закона РФ N 1541-1 категорий жилых помещений.
Из материалов дела следует, что Банной Г.П. и Банным В.Е. право на приватизацию ранее реализовано не было.
В связи с чем истцы вправе требовать передачи жилья в собственность в порядке приватизации как лица, занимающие жилое помещение на условиях социального найма, поскольку в силу статей 1 и 2 Закона РФ N 1541-1 право на приватизацию жилых помещений, то есть на бесплатную передачу в собственность, имеют граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма.
При этом согласно нормам статей 6 и 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса РФ, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть обязанность регистрации такого права лежит исключительно на правообладателе федерального имущества.
Порядок оформления права государственной собственности до мая 2010 года был предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности", в силу которого государственная регистрация права хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялась с указанием Российской Федерации как собственника такого имущества. При этом в качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к федеральной собственности, предоставлялась выписка об объекте регистрации из реестра федерального имущества.
Как следует из материалов дела спорный объект недвижимости в реестре федерального имущества согласно требованиям Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447, правообладателем федерального имущества не заявлен, несмотря на возложенную на него законом обязанность.
В силу указанного Положения контроль полноты, достоверности и своевременности представления правообладателями к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, осуществляется территориальными органами в порядке, установленном Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Судебная коллегия считает, что со стороны ТУ Росимущества в Хабаровском крае (на территории которого зарегистрировано ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО) отсутствовал надлежащий контроль за своевременной передачей спорного объекта в федеральную собственность, никаких действий с " ... " года не предпринималось.
Согласно сообщению управления материально-технического обеспечения Службы обеспечения деятельности ФСБ России от " ... " только планируются действия по внесению квартир, в том числе в доме N " ... " по ул. " ... " в с. " ... ", не относящихся к частной собственности граждан, в реестр федерального имущества и осуществлению государственной регистрации вещных прав на них.
Право муниципальной собственности на спорную квартиру также не оформлено.
В силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из материалов дела следует, что только " ... " по заявлению муниципального образования Ленинский муниципальный район ЕАО в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии на учет спорной квартиры в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Бездействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в неоформлении прав на спорную квартиру на момент рассмотрения дела не может являться основанием для умаления жилищных прав истцов, которые при ограниченности срока приватизации жилищного фонда вынуждены ждать, пока вышеуказанные органы исполнят возложенные на них законом обязанности или реализуют свои права.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Таким образом, указанные истцами ответчики являются надлежащими.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ N 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В данном случае истцы по не зависящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию спорной квартиры, а потому вправе требовать признания за ними права собственности на данное жилое помещение в судебном порядке.
Поскольку право истцов иметь имущество в собственности гарантировано статьей 35 Конституции РФ и статьей 2 Закона РФ N 1541-1, то истцам должна быть предоставлена возможность реализации этого права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования Банной Г.П. и Банного В.Е. о признании права собственности в равных долях на жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", в порядке приватизации подлежат удовлетворению, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
В силу положений статей 17 и 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившее в законную силу решение суда о признании за истцами права собственности на спорную квартиру будет являться основанием для государственной регистрации данного права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 25.02.2014 отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований Банной Г. П., Банного В. Е. к ФГКУ " ПУ ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО", ТУ Росимущества в Хабаровском крае, КУМИ администрации Ленинского муниципального района ЕАО, администрации МО "Ленинское сельское поселение" Ленинского муниципального района ЕАО о признании права собственности в равных долях на жилое помещение в порядке приватизации.
Признать за Банной Г. П., Банным В. Е. право собственности в равных долях на жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", в порядке Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Данное решение является основанием для государственной регистрации данного права за Банной Г. П., Банным В. Е..
Апелляционную жалобу Банной Г. П. считать удовлетворенной.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.