Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12.2013 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (далее - ОАО "Самотлорнефтегаз"), юридический адрес: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес),
УСТАНОВИЛ:
Определением управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре от 07.10.2013 года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО "Самотлорнефтегаз" по факту загрязнения земельного участка нефтепродуктами. В связи с необходимостью полного, всестороннего и объективного рассмотрения материалов дела и в целях проведения административного расследования, должностным лицом было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, которое было направлено в адрес ОАО "Самотлорнефтегаз". На указанное определение ОАО "Самотлорнефтегаз" не предоставило истребованных документов, чем нарушило требования ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". По данному факту в отношении ОАО "Самотлорнефтегаз" должностным лицом 16.10.2013 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12.2013 года, действия ОАО "Самотлорнефтегаз" были переквалифицированы со ст. 17.7 на ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а производство по делу об административном правонарушении - прекращено ввиду малозначительности совершенного правонарушения с объявлением ОАО "Самотлорнефтегаз" устного замечания.
В жалобе представитель ОАО "Самотлорнефтегаз" - Бартош О.Н. просит постановление судьи отменить, производство по делу - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку требование представления информации в рамках возбужденного дела об административном правонарушении не входит в задачи, функции и полномочия управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Согласно ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), административным правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объектом данного правонарушения является право государственных органов на информацию, представление которой в соответствующий государственный орган обязательно. Объективную сторону данного правонарушения характеризуют как действия, так и бездействие гражданина, должностного лица или юридического лица, обязанных представить определенную информацию в государственный орган, но не представивших ее или представивших неполную, искаженную информацию.
Из вышеизложенного следует, что судье, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо установить не только факт непредставления или несвоевременного представления информации, но и оценить законность требований должностного лица государственного органа о представлении информации.
Должностным лицом управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре 07.10.2013 года в отношении ОАО "Самотлорнефтегаз" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В этот же день, указанным должностным лицом, в рамках производства по вышеуказанному делу, было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (л.д. 5-6). Согласно данному определению, ОАО "Самотлорнефтегаз" должно было предоставить в адрес управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре следующие документы: договор с подрядной организацией на демонтаж трубопровода; раздел охраны окружающей среды проекта строительства и демонтажа трубопровода; заключение государственной экологической экспертизы или государственной экспертизы по проекту на строительство и демонтаж трубопровода; правоустанавливающие и разрешающие документы на земельный участок под трубопровод; паспорт трубопровода; свидетельство на право собственности трубопровода; характеристика лесного участка с таксационным описанием под строительство трубопровода; заверенную копию доверенности законного представителя (защитника) общества для участия в расследовании административных дел и подписания соответствующих документов; плотность нефти (объемная масса) на Самотлорском лицензионном участке, согласно заключениям государственной экспертизы проектов; объяснения ответственных лиц за эксплуатацию и демонтаж трубопровода по факту разлива нефтесодержащей жидкости на прилегающей территории.
Истребование сведений, согласно нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является способом сбора доказательств по делу об административном правонарушении, при этом, по смыслу ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истребование сведений должностным лицом в рамках производства по делу об административном правонарушении не должно нарушать прав лица, привлекаемого к административной ответственности и процессуального равенства сторон.
Анализ истребованных должностным лицом, производящим административное расследование в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведений, позволяет сделать вывод о том, что на юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности, было возложено бремя доказывания своей вины, что в силу требований ст. ст. 49 и 51 Конституции Российской Федерации, а также ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недопустимо.
С учетом указанных обстоятельств, требование должностного лица управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре об истребовании сведений, изложенное в определении от 07.10.2013 года, не основано на законе.
Устанавливая вину юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, судья Нижневартовского городского суда исходил из того, что виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу, подтверждается процессуальными документами, содержащимися в материалах дела об административном правонарушении. Однако вопросы законности требований управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре судьей не исследовались.
На основании изложенного, выводы судьи Нижневартовского городского суда о наличии в действиях ОАО "Самотлорнефтегаз" признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ошибочны.
При таких обстоятельствах, постановление судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 данного Кодекса.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях ОАО "Самотлорнефтегаз" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ОАО "Самотлорнефтегаз" - Бартош О.Н. - удовлетворить.
Постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12.2013 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" - отменить.
Производство по делу - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.С. Штолинский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.