Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Максименко И.В.,
судей: Гудожникова Д.Н., Степановой М.Г.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
(ФИО)1 к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городу Сургуту о возложения обязанности включения периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии и назначения пенсии,
по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 ноября 2013 года, которым постановлено:
"отказать в удовлетворении иска (ФИО)1 к Государственному учреждению-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о включении в стаж периода работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и назначении досрочной трудовой пенсии по старости".
Заслушав доклад судьи (ФИО)4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее УПФ)
о возложении обязанности включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28.1 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", периода военной службы с 20 февраля 1990 года по 02 ноября 1998 года и назначения досрочной трудовой пенсии с момента обращения 16 июля 2013 года.
Требования мотивированы тем, что 15 июля 2013 года (ФИО)1 обратилась в УПФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако в удовлетворении заявления было отказано с указанием на отсутствие необходимого 20-летнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 14 лет 04 месяца 28 дней, в связи с тем, что в стаж работы не включен период военной службы в вооруженных силах (ФИО)2 и РФ с (дата) по (дата) в (адрес), ХМАО по призыву. Вместе с тем, (ФИО)1 считает отказ УПФ незаконным и не соответствующим требованиям пенсионного законодательства.
Дело рассмотрено в отсутствие истца (ФИО)1 и ответчика УПФ, извещенных надлежащим образом и просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца (ФИО)6 на удовлетворении требований (ФИО)1 настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе истец (ФИО)1 просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, указывая на то, что судом неправильно применена норма права, а именно ст.28.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Суд применил норму права, которая регламентирует снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет ранее в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в течение 20 лет. Однако, данная норма закона не исключает включение в стаж работы в указанных местностях времени прохождения военной службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Судом не учтено, что отказ в назначении пенсии УПФ не мотивирован и не обоснован. Суд не правильно применил п.1 ст.11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также не учел то, что Законом N4468-1 от 12.02.1993г. было предусмотрено, что данный закон распространяется на военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и по призыву. С 1990 по 1994 годы истец проходила военную службу по призыву, а с 1994 по 1998 года - по контракту.
В возражении на апелляционную жалобу УПФ просит решение суда оставить без изменения, а жалобу (ФИО)1 без удовлетворения, поскольку суд правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца на основании п.1 ст.11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец (ФИО)1, ответчик УПФ не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ответчик просит дело рассмотреть в его отсутствие, истец о причинах неявки судебной коллегии не сообщил.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обсудив их, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
На основании статьи 327 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон N173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Истцу при достижении возраста 50 лет требуется не менее 15 лет работы в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и страхового стажа не менее 20 лет.
При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 28 Закона N173-ФЗ применяется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
На основании Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N1029 (с изменениями на 18 июля 1994 года) входит Тюменская область, в том числе Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО).
Рассматривая заявленные требования и находя их не подлежащими удовлетворению, суд не принял во внимание то, что действующее до 01 января 2002 года правовое регулирование предусматривало возможность включения периодов службы в Армии в специальный стаж.
Из материалов дела следует, что (ФИО)1 в период с 20 февраля 1990 года по 02 ноября 1998 года проходила военную службу по призыву в воинской части 21187, расположенной в Ханты-Мансийском автономном округе, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
С 03 ноября 1998 года, по окончании военной службы, истец принята на работу в войсковую часть 78368 в военное управление дорожного строительства, расположенное в г.Сургуте, Ханты-Мансийского автономного округа, находящимся в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
На момент увольнения Гавран С.М. с военной службы, действовало постановление Совмина СССР от 25 марта 1968 года N181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях". Согласно указанного Постановления солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона N173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Пунктом 3 части 4 статьи 30 Закона N173-ФЗ определено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Таким образом, период прохождения Гавран С.М. военной службы по призыву подлежал включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Между тем, сроки назначения пенсии определены статьей 19 Закона N173-ФЗ, в соответствии с которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 Закона N173-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истица обратилась в пенсионный орган с заявлением 16 июля 2013 года, поскольку право на трудовую пенсию возникло у (ФИО)1 с 14 марта 2013 года (истцу исполнилось 50 лет 13 марта 2013 года).
Учитывая, что специальный стаж истца по состоянию на 16 июля 2013 года составляет более 20 лет, судебная коллегия полагает необходимым возложить на УПФ обязанность назначить истцу пенсию с указанной даты.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 ноября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым возложить на Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Сургуте обязанность включить в стаж (ФИО)1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода работы с 20 февраля 1990 года по 02 ноября 1998 года в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и назначить (ФИО)1 досрочную трудовую пенсию с момента наступления права на пенсию с 16 июля 2013 года.
Председательствующий Максименко И.В.
Судьи: Гудожников Д.Н.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.